Киров спортивный Бензин: цены, качества, лайфхаки Киров в лицах Кружки и секции Киров на районе
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Дави на газ! 16-летний кировчанин наступает на пятки опытным раллистам России

Автор:
23 мая 2018, в 12:17
Просмотров: 1824

Ещё не имея водительских прав, Павел Усатов ввязался в гоночные баталии Кубка страны по ралли. О том, как такое могло произойти и насколько жаркими выдались первые этапы, читайте в нашем материале. Комментарии самого юного пилота соревнований прилагаются.

Может быть, кому-то это покажется странным, но автоспорт в Кировской области не стоит на месте. Он развивается. И зимой, и летом в регионе регулярно проводятся соревнования по ралли. Более того, Киров давно принимает первый этап Кубка России. Среди горожан он известен как ралли «Вятка». За не менее интересными эмоциями люди приезжают на трофи, дрэг-рейсинг, дрифт. И в каждом из этих направлений соревнования не разовые - везде существует своя кубковая серия.

Картинг - это тоже определённая гордость Вятки. За последние два года два молодых кировчанина стали в этом виде мастерами спорта. В 2016 году Андрей Семенский стал серебряным призёром Кубка России в классе «Национальный», а в 2017-м этот зачёт выиграл его тёзка Андрей Часников. А такого в кировском картинге не было 20 лет!

Новую страницу в историю местного автоспорта вписал и Денис Ворожцов. По итогам Чемпионата России по автокроссу-2017 многодетный отец удостоился звания бронзового призёра в классе «Д3-Спринт». Он стал первым из кировчан, кому покорилась эта вершина. В текущем сезоне Денис рассчитывает на свой багги не меньше, чем год назад.

Но вернёмся к ралли. Все мы привыкли к тому, что в Кировской области это слово, в первую очередь, ассоциируется с Климом Байковым. Конечно, есть и другие хорошие гонщики, но имя Клима действительно на слуху. Пилот отечественной «пятёрки» неплохо выступал на всероссийских стартах, но уже не первый год пробует силы и в Прибалтике. Вместе с московским штурманом Андреем Клещевым Байков становился бронзовым призёром литовской серии LADA Classic Cup и Чемпионата Эстонии. В минувшем сезоне сплоченный экипаж этот самый Чемпионат Эстонии выиграл. И не стоит думать, что в Прибалтике уровень конкуренции слабый. Вопреки распространённому мнению, именно там базируются одни из лучших раллистов на всём постсоветском пространстве.

Дави на газ! 16-летний кировчанин наступает на пятки опытным раллистам России

Что касается Кубка России по ралли, то перед началом текущего сезона Клим Байков в силу своей спортивной скромности и с долей юмора сообщил об интересном факте. В своём профиле во ВКонтакте он написал: «Мы выступаем в Эстонии и даже не думаем совать нос в Россию, потому что здесь командовать будет Пашка». Кто этот человек и почему именно Пашка, а не Павел, к примеру? Да потому, что ему всего 16 лет! Вы спросите, о каких соревнованиях может идти речь, если парню только водительских прав ждать ещё два года. Но юного кировского пилота Павла Усатова его возраст совсем не смущает. В автоспорте он уже несколько лет. Добился хороших результатов в автокроссе, ралли-кроссе и ралли-спринте среди юниоров. А перед началом этого сезона он всё-таки подал заявку на Кубок России по ралли, и Российская автомобильная федерация её одобрила. Правда, на спецусловиях. Павлу разрешили рулить в прямом смысле этого слова только на спецучастках. На перегонах, где по дороге могут встретиться обычные автомобили, роль первого водителя обязан выполнять партнёр подростка по экипажу. Проще говоря, это должен быть совершеннолетний штурман с водительским удостоверением.

Дави на газ! 16-летний кировчанин наступает на пятки опытным раллистам России

Первой пробой сил для новоявленного раллиста стало вышеупомянутое ралли «Вятка», которое состоялось в декабре 2017 года. Стоит заметить, что выступал 16-летний дебютант на старом добром «ВАЗ-2101» 1974 года выпуска. На таком авто тяжело бороться за призовые места даже в классе машин с объёмом двигателя до 1,6 литра, но для получения опыта он подходит как нельзя лучше. По итогам домашнего этапа Кубка России кировский экипаж «копейки» (Павел Усатов/Николай Никулин) занял 7 место в классе 1600Н, но всё-таки сумел набрать очки.

Уже в феврале 2018 года Павел и Николай, а также механик и по совместительству отец Павла Максим Усатов отправились на четвёртый этап Кубка России - ралли «Малахит». Он проходил в Челябинской области. В первый день экипажу пришлось совершить сход по причине поломки автомобиля, а бороться за пятёрку сильнейших во второй день уже не представлялось возможным. Итог - 10-е место в классе.

Третьим «боевым» выездом экипажа стал шестой этап Кубка России - ралли «Голубые озёра», которое прошло в Псковской области в самом конце апреля. Кировчане боролись за 4-5 места, но совершили ошибку на последнем спецучастке и, к сожалению, сошли с дистанции.

По приезду команды на «ВАЗ-2101» обратно в Киров мы пообщались с Павлом и его отцом на тему дебютного сезона в крупнейшем отечественном соревновании.

Дави на газ! 16-летний кировчанин наступает на пятки опытным раллистам России

Павел, во сколько лет у тебя появился интерес к машинам и когда ты стал ими управлять?

- Интерес к машинам папа привил мне с самого детства. Я, можно сказать, ещё не умея ходить, смотрел из коляски, как гоняет папа (отец Павла участвовал в любительских соревнованиях по ралли-спринту - прим. ред.). Потом он начал сажать меня на коленки за руль и уже в 7 лет построил мне «Оку», на которой я уже ездил сам без всякой помощи.

Дави на газ! 16-летний кировчанин наступает на пятки опытным раллистам России

Как ты отважился в столь юном возрасте принять участие в Кубке России по ралли?

- Раньше я занимался автокроссом и ралли-кроссом. Когда мы поняли, что я вырос из «Оки», то решили строить новую машину. Изначально мы планировали участвовать в Moscow Classic Gran Prix. Это серия кольцевых гонок на «Жигулях», «Москвичах» и «Волгах». Поэтому решили строить «копейку». Но, съездив однажды и посмотрев вживую эти гонки, я понял, что это очень скучно. «Копейка» же уже была достроена, и я проехал на ней пару гонок в кроссе и ледовом треке. Но сразу стало понятно, что управлять заднеприводным автомобилем на узких и медленных трассах менее интересно, чем на ходовых. Да и из-за постоянных контактов машина мялась, и её было жалко. Поэтому мы попросились ехать в Чемпионате Кировской области. Нас пустили. Мы закончили первый же сезон в этом чемпионате на 8-клапанном моторе на третьем месте в классе авто с объёмом двигателя до 1,6 литра. Это дало нам повод понять, что можем достичь чего-то и на более высоком уровне. Тогда мы и подали заявку на разрешение моего участия в Кубке России по ралли.


Трасса ралли «Вятка» была тебе уже знакома?

- По сути, ралли «Вятка» стало для меня первым выездом на улучшенной машине с новым 16-клапанным двигателем. Трассу я чисто теоретически знал, но сам по ней никогда не ездил.


Что можешь сказать о трассах других этапов Кубка России?

- По поводу других этапов могу сказать то же самое. Для меня всё в новинку, но все они очень интересные.

Дави на газ! 16-летний кировчанин наступает на пятки опытным раллистам России

Из шести прошедших этапов ваш экипаж принял участие только в половине. С чем это связано?

- В принципе, мы и планировали к началу лета проехать 2 - 3 гонки. Но вот теперь из-за последней аварии дальнейшие наши планы могут измениться.


Твоя цель на сезон?

- Цель на сезон у меня проста: как можно больше наката, как можно лучше результат. Но пока приходится ехать на тот максимум, который позволяет автомобиль. Конечно, очень хочется в дальнейшем получить приглашение от какой-нибудь команды и попробовать свои силы в зачёте выше. Но пока из ближайших планов на карьеру хотелось бы построить из этой «копейки» машину, способную на равных конкурировать с более мощной переднеприводной техникой.

Дави на газ! 16-летний кировчанин наступает на пятки опытным раллистам России

Сколько приходится проводить времени в гараже? Хобби учёбе не мешает?

- Все мои учителя и директор знают о моем увлечении, и почти все с понимаем к этому относятся. Я учусь в Кировском экономико-правовом лицее, и у нас ценят неординарных людей. А в гараже больше времени проводит сейчас папа, поскольку в этом году мне надо сдавать экзамены. От них зависят мои дальнейшие планы на будущее.


Теперь хотелось бы спросить самого папу. Максим, а вы сколько лет в автоспорте? Чем занимались?

- Сначала я сам гонял на своей машине - «четвёрке» с доработанным мотором. Это были любительские соревнования по ралли-спринту. Потом Василий Татаринов и Сергей Усынин, которые раньше занимались автоспортом, подарили мне раллийную «пятёрку». Она долго у них простаивала. Я восстановил её и занимался автокроссом года три, наверное. А потом Пашке исполнилось 7 лет, мы сели в «Оку» и поехали уже с ним. Получается, что в автоспорте я уже около 18 лет.

Дави на газ! 16-летний кировчанин наступает на пятки опытным раллистам России

А как давно вы стали механиком?

- А механиком, получается, с того момента, когда Павлику исполнилось 7 лет. Плюс в то же время мы тесно познакомились с Климом Байковым, и я помогал ему на российских стартах. Все эти годы я ездил с ним на соревнования механиком. Но я обслуживал его «пятёрку» только на выездах. В Кирове машиной занимался Андрей Колышницын.


Доля механика зачастую похлеще, чем водителя и штурмана. Что движет выполнять эту роль?

- Любовь к автоспорту, переживание за друзей и желание им помочь.


А если рассматривать вопрос относительно сына? Ответственность за его результат?

- Да, наверное, механик больше всего переживает за финиш экипажа. Чтобы ребята доехали без технических проблем.

Дави на газ! 16-летний кировчанин наступает на пятки опытным раллистам России

Какие были самые сложные моменты во время гонок, связанные с ремонтом авто?

- Наверное, самое интересное было, когда Клим на тестах снёс половину багажника, но мы за ночь машину восстановили. На следующий день экипаж стартовал в ралли, хотя, повторюсь, повреждение было очень серьёзное.


А были ли у сына серьёзные повреждения авто?

- У Паши, когда он выступал в автокроссе, были повреждения на «Оке» после контакта с машинами соперников. Мне приходилось в коротких перерывах между заездами выправлять рулевые тяги, простукивать кувалдой, чтобы машина ехала прямо в следующем заезде.


Наверняка дорогое удовольствие - участвовать в Кубке России...

- Конечно, участвовать в Кубке России - это удовольствие недешёвое. На данный момент ищем спонсоров, но пока ездим за свой счёт.

Как мама Павла относится к его увлечению?

- На соревнования мама с нами не ездит, потому что очень сильно переживает. Она постоянно поддерживает нас из дома. Получается, мы 9 лет ездим, но ни на одной гонке она не была.


Какие планы на этот сезон?

- Мы проехали уже три кубковые гонки. В Пскове достаточно сильно разбили автомобиль, и сейчас машина находится на реконструкции. Причём на достаточно глобальной: там нужна замена переднего лонжерона. Но как восстановим автомобиль, то продолжим участие в Кубке России. Этапов ещё много, но поедем, скорее всего, на 2 - 3 - в зависимости от финансового положения.

Дави на газ! 16-летний кировчанин наступает на пятки опытным раллистам России

Какие цели будете ставить уже на следующий сезон?

- Поскольку Павлику ещё не будет 18 лет, мы по-прежнему поедем по ходатайству Российской автомобильной федерации. Опять по мере возможности постараемся выезжать на этапы Кубка России. Нужно срабатывать экипаж, чтобы со штурманом у них всё было хорошо, чтобы накатали опыт. Всё равно ралли - это накат. Нужно очень много ездить, чтобы получить результат.


Есть вариант смены машины?

- Поедем на этой же «копейке». Павлу нравится задний привод. В будущем у него есть желание пересесть на полноприводную технику, и это уже более интересно. Поживём - увидим.


Что для вас означает ралли?

- Это состояние души, когда человек может позволить себе быстро ехать и получать от этого море удовольствия.

Фото: Максим Усатов, Павел Усатов

 
Все соцсети
Комментарии
0
 
Оставь свой комментарий
 
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ