650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Статьи
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
 

Что такое телефонный спам?

Автор:
7 марта 2023, в 13:00
Просмотров: 633

Навязчивые звонки по телефону отбирают личное время, а в худшем случае могут лишить значительной суммы денег. Бороться с ними можно и нужно, главное – знать, как.

Спамом называют информационную и рекламную рассылку по клиентской базе данных. В случае с телефонным спамом для этого используются текстовые сообщения или звонки напрямую. Звонить могут как живые операторы, так и специально созданные программы – роботы или боты.

Возникает вопрос – откуда у звонящих Ваш номер телефона, и законно ли это.

Что такое телефонный спам?

Законно ли рекламировать товар по телефону?

На самом деле, спам по телефону может быть законным. Вы могли случайно согласиться на рекламу, оформляя договор, заполняя опросник или оставляя контакты для обратной связи. Одной галочки напротив «Присылать информацию об акциях и новостях компании» вполне достаточно. Хорошая новость – это легко прекратить:

1. Будьте внимательны, когда вписываете свой номер телефона в официальные бумаги. Читайте все пункты, с которыми соглашаетесь, и не оставляйте контакты незнакомцам.

2. Уточните название компании и ФИО звонящего. Вежливо попросите оператора убрать Ваш номер из рекламной рассылки или свяжитесь с компанией напрямую с той же просьбой.

Обычно, после этого навязчивые звонки прекращаются. Если компания игнорирует отказ клиента от рекламы или Вы на неё не соглашались, можно оформить официальную жалобу и оштрафовать спамеров. Об этом будет рассказано ниже.

Незаконный спам

Если Вы уверены, что не давали разрешения на звонки с рекламной целью, то спамеры нарушают сразу три закона РФ: о защите личных данных, о распространении рекламы и закон о сотовой связи. Происходит это потому, что не все организации, даже банки, соблюдают конфиденциальность личной информации своих клиентов. Базы продаются колл-центрам, откуда операторы и начинают «холодные звонки», предлагая оформить займ или кредитную карту.

С этим видом спама можно и нужно бороться.

Как бороться со спамом?

Неавторизованные рекламные звонки от организаций, которые купили клиентскую базу данных, попадают под Статью 18 закона о рекламе. Этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В случае доказанного нарушения спамеров обяжут заплатить административный штраф.

Алгоритм действий

Чтобы наказать за телефонный спам, придётся выполнить серию несложных действий, заполнить кое-какие документы и запастись терпением. Перед обращением в ФАС удостоверьтесь, что не давали разрешения этой компании на рекламу, иначе жалобу признают необоснованной.

Вам нужно сделать следующее:

1. Записать разговор на диктофон. Это делается с помощью специального приложения на мобильном.

2. Запросить детализацию звонков у сотового оператора, чтобы доказать факт незаконного использования личной информации для рекламы.

3. Оформить жалобу на сайте ФАС.

4. Прикрепить к жалобе записи разговоров и детализацию звонков.

5. Заполнить заявление с согласием на раскрытие тайны связи, чтобы сотрудники получили доступ к Вашим телефонным разговорам. Образец заявления размещен на сайте антимонопольной службы.

Ждать результата придётся около месяца. Были реальные случаи, когда компанию по итогу штрафовали за незаконную рекламу, поэтому в том, чтобы добиться наказания для спамеров, на самом деле есть смысл.

Мошенничество и фишинг

Хуже, когда клиентские базы данных попадают в руки злоумышленников. Они преследуют две цели:

1. Мошенничество - попытки выманить деньги обманом или шантажом.

2. Фишинг – попытки узнать личную информацию: адрес прописки, номер паспорта, коды банковских карт.

Только за первую половину 2020 года телефонные мошенники нанесли россиянам ущерб в 2,5 триллиона рублей. В связи с этим, правительство уже занимается разработкой проектов для защиты персональных данных.

Виды мошенничества

Хотя, уровень цифровой грамотности в России растёт, не все способны распознать обман. Поэтому, здесь описаны самые распространенные схемы фишинга и мошенничества:

1. Перевод денег

Звонящий представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной транзакции. Затем предлагает перевести деньги с карты на специальный счёт. Понятно, что переведённая сумма обратно не возвращается.

Иногда предлагают заблокировать карту и просят продиктовать ФИО, сообщить CVC-код, адрес прописки и номер паспорта. Любой из подобных вопросов должен быть тревожным сигналом.

2. Выигрыш в лотерее

«Счастливому победителю» предлагается перечислить взнос на специальный номер, чтобы забрать приз. Делать это не рекомендуется.

3. Несчастный случай

Мошенник представляется сотрудником ДПС, либо участником аварии или другого происшествия с членом семьи. Предлагает решить проблему, если Вы переведёте на нужный счёт определённую сумму денег. Чаще всего, звонят наугад, не располагая реальной информацией о наличии у абонента таких родственников.

4. Вымогательство

Звонящий просит перевести денег просто за то, чтобы больше Вас не беспокоить. Сейчас существуют программы, которые будут автоматически звонить или отправлять сообщения на номер по 10-15 раз в минуту.

К сожалению, с такими проявлениями спама сложно справиться. Мошенники представляются вымышленными именами, меняют номера телефонов и привлечь их к ответственности почти невозможно.

Как бороться с мошенничеством?

Если Вы столкнулись с попыткой мошенничества или фишинга, то можете предпринять меры, ограничивающие доступ к телефонному номеру:

1. Добавить номер в черный список

Не самый действенный способ. Звонки прекратятся на какое-то время, а потом мошенники сменят собственный номер и спам возобновится.

2. Приложения-фильтры для звонков

Все приложения работают похожим образом – пользователь устанавливает желаемые настройки, может создать список подозрительных телефонных номеров и получить доступ к онлайн-базам номеров, которые принадлежат спамерам.

Они не гарантируют стопроцентной эффективности, но количество раздражающих звонков снизится многократно.

ФАС тоже предлагает приложение для борьбы со спамерами, которое предназначено для СМС. При этом, успешно борется с ними. После добавления номера в список спамеров на него тут же оформляется жалоба и нарушителей быстро наказывают.

3. Определитель номера

Это один из сервисов Yandex. Программа проверяет незнакомый номер по крупной базе данных в интернете и предупреждает, если он оказался подозрительным. Чтобы подключить услугу, произнесите голосовую команду «Алиса, включи определитель номера».

4. Не указывайте свой настоящий номер

Заполняя анкеты и опросники, часто можно заметить пункт «Номер телефона» якобы для обратной связи. Человек, собирающий информацию, не станет проверять указали ли Вы свой настоящий номер. Правда, в этом случае есть вероятность, что придуманный номер существует на самом деле и в этом случае спамеры будут беспокоить его владельца.

5. Зарегистрировать дополнительный номер

Если Вы часто регистрируетесь на разных сайтах для работы или по личным причинам, купите вторую сим-карту. Основной номер оставляйте только тем организациям, в которых уверены на сто процентов и являетесь их постоянным клиентом, например – банку или медицинской клинике.

Напоследок...

Сейчас по номеру телефона можно узнать практически всю личную информацию абонента даже не спрашивая её напрямую. Поэтому, берегите его как паспорт, не переходите по ссылкам в подозрительных СМС, не давайте незнакомым людям и не регистрируйтесь с его помощью на сомнительных сайтах.

Источник: www.dtco.ru

Фото: freepik.com

 
Все соцсети
 
 
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!