В кировском Театре на Спасской 3 марта состоялась премьера спектакля “Полет на Марс” по пьесе современного драматурга, режиссера и основателя своего театра в Москве Дмитрия Калинина. Эта постановка стала режиссерским дебютом для Александра Трясцина, актера ТЮЗа. Спектакль пришелся по душе не только юному зрителю, но и тем, для кого детство давно закончилось.
На сцене – два дома и двор между ними. Где-то за домами - гаражи. Декорации яркие, похожие на детские раскраски, но в них узнаешь и свой дом, и двор, в котором когда-то гулял. В этих домах живут Димка, Вовка, Галка, Ярослав, Серега, Ядвига, Оля и маленький Кука. Ах да, и бабушка Люба. Ребята предстают перед зрителями в образе клоунов с красными носами и ярким гримом. Все они – разные, со своими увлечениями: Вовка, например, все время что-то изобретает, Серега носит боксерские перчатки на веревочке, а Галка любит розовых верблюдиков.
Грань между сценой и зрительным залом быстро стирается. Создается ощущение, что ты сидишь где-то на скамейке в этом же дворе, наблюдаешь за ребятами со стороны, смеешься и грустишь вместе с ними. На сцене как будто и не происходит ничего вовсе, но время пролетает незаметно. Ребята просто живут. Впервые сбегают из дома, впервые влюбляются, любят мороженое и качели. Изобретают космический корабль из кровати, вентилятора и утюга, и искренне верят, что улетят на Марс. То, что происходит на сцене, переживал каждый ребенок. Помните, тогда казалось, что незаметно вынести что-то из дома – преступление, но попросить мы боялись еще больше. Тогда мы ненароком узнавали, кто кому нравится, и боялись признаться в чувствах даже самим себе. Тогда мы опасались Серегу в боксерских перчатках, но даже он в итоге оказывался неплохим парнем. Все мы когда-то просто были детьми.
Образы героев продуманы до мелочей: их походка, их манера разговора, их характерные поступки. Мальчишкам в зале, к примеру, здорово приглянулся образ Сереги, который держал в страхе весь двор, а девчонки ассоциировали себя с мечтательницей Галкой, ну, или с болтушкой Ядвигой. В конце спектакля уже взрослый Дима говорит, что мечта рядом, вот она, стоит только руку протянуть. И дети в зале протягивают руку. Со смехом, наивно, тянутся к своей детской мечте и ничего не боятся. И тут понимаешь, что, несмотря на возраст и смену поколений, в глубине души каждый из них просто ребенок, который верит в свою мечту. Дети всегда остаются детьми.
Из Театра на Спасской всегда выходишь с каким-то необъяснимым чувством. Этот спектакль не стал исключением, пусть и нет в нем каких-то глубоких мыслей, как это было в “Мюнхгаузене”. После “Полета на Марс” испытываешь какую-то светлую грусть и ностальгию, вспоминаешь беззаботное детство, старых друзей и первую любовь. И где-то внутри тебя просыпается ребенок, которому кажется, что до мечты нужно только руку протянуть.
В интервью порталу Свойкировский.рф начинающий режиссер Александр Трясцын рассказал о своей постановке, профессии и пути к театру.
Фото: ekvus-kirov.ru