Дело Никиты Белых НЕзаброшки Выборы-2022 Дело Быкова Автолюбителям Песочница
Афиша
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Чёрно-белый и стерильный. В «Театре на Спасской» дают Чехова

В то время, когда дуэль – забытое слово из дворянского лексикона – благодаря ссоре одного генерала и одного оппозиционера врывается в топ-новостей «Яндекса», когда в Госдуму вносят проект Дуэльного кодекса России, на задворках большой империи ставят чеховскую «Дуэль» и открывают ею Год театра.

Автор:
31 января 2019, в 14:53
Просмотров: 1855

Премьера в «Театре на Спасской» прошла – как всегда – при полном аншлаге и в присутствии регионального министра культуры, без чьего выхода на сцену и обязательных слов о том, «за чей счёт сей банкет», ни один новый спектакль на государственных сценах Вятки, кажется, появиться уже не может.

История о поединке чести между двумя порядочными людьми в версии режиссёра Егора Чернышова и художника Николая Слободяника больше всего напоминает партию в шахматы: благородное противостояние чёрных и белых, графичный, рассекающий пространство по периметру и диагоналям рисунок мизансцен. Ход – и на авансцене появляется фигура Фон Корена (артист Михаил Андрианов). Монолог. Ход – и с противоположной стороны мы видим Лаевского (Данил Русинов). Монолог. Послушные демиургу – не Чехову, а режиссёру – герои спектакля то выдвигаются вперёд, каждый со своей правдой, то отступают. И в этом танце отчётливо читается лиричный и светлый финал чеховской «Дуэли»: «В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед и вперед».

И если современники Чехова сочли финал натянутым и не очень-то в него поверили, авторы спектакля без колебаний идут вслед за классиком. И не только не сомневаются, но и усиливают этот чеховский свет. Его в спектакле будет очень много. И даже если в одной сцене наступят тьма, чернота и безысходность, то уже в следующей этот свет непременно вернётся.

Чёрно-белый и стерильный. В «Театре на Спасской» дают Чехова

Мягкие, полные светлой грусти и с толикой надежды финалы спектаклей Егора Чернышова (если судить не только по «Дуэли», но и по «Каренину», его первой работе в «Театре на Спасской») - это, вероятно, подарок режиссёра своему зрителю. Наверное, в этом есть определённый гуманизм: не лишать тех, кто идёт на «классику», этого света в конце туннеля. Даже вопреки устоявшейся формуле, которая говорит нам о том, что XX век не терпит хэппи-эндов. Но сейчас на дворе уже следующий век, и ему, очевидно, очень хочется счастливых финалов. Пускай хотя бы и в театре. Чем ниже температура политической и общественной жизни в стране, тем, вероятнее, большей теплоты мы ждём в искусстве. Право режиссёра – оправдывать эти ожидания. Право зрителей – не соглашаться.

Наблюдать из зрительного зала за жизнью этих прекрасных, интеллигентных, красивых людей, в своё удовольствие пьющих домашнее вино, коньяк и водку на черноморском берегу в окружении гор и виноградников, много понимающих о самих себе («Я ничтожный, жалкий человек!», – говорит Лаевский, «Ничтожная, мелкая, пошлая, дрянная женщина», – думает о себе Надежда Фёдоровна) и ещё больше друг о друге, – удовольствие тонкое и изысканное. Особенно когда за пределами театра тебя ждёт утонувший в бесконечном снеге и безнадёге город. Со сцены говорят о природе нравственного чувства, рассуждают о том, где скрывается любовь к человеку и где нужно искать спасения («Только в себе самом!» – восклицает Лаевский). И звучит это даже не очень фальшиво. Вероятно от того, что есть в нас эта потребность – думать о чём-то кроме хлеба насущного.

Чёрно-белый и стерильный. В «Театре на Спасской» дают Чехова

Но любая игра – в шахматы ли, в Чехова ли – рано или поздно должна закончиться. Звучат выстрелы. Чемоданы собраны. Все слова прощания сказаны. И под чтение одного из писем Антона Павловича (роль Дьякона Победова и альтер-эго писателя исполняет артист Ирек Галлямов) неспешно и плавно танцуют герои чеховской повести. Звучит красивая музыка. Аплодисменты. Цветы. Гардероб.

Фото: Сергей Юферов

Все соцсети
Комментарии
1
 
Комментарии (1)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
ул. Московская, 129а
+7 (8332) 252‒000
ул. Спасская, 34
+7 (8332) 205‒505
ул. Орловская, 12Б
+7 (8332) 53‒53‒53
ул. Октябрьский проспект, 67
+7 (8332) 36‒44‒64
ул. Грибоедова, д. 15
+7 (8332) 56-07-37
ул. Казанская, 9
+7 (8332) 35‒53‒51
ул. Гагарина, 6а
+7 (8332) 31‒56‒75
ул. Маклина, 37
+7 (8332) 78‒18‒32
ул. Октябрьский проспект, 2
+7 (8332) 23‒32‒00
ул. Луганская, д. 2
58-11-00
ул. Урицкого, 36/1
+7 (8332) 42‒11‒35
ул. Преображенская , д. 26
+7 (8332) 78-31-39
ул. Спасская, д. 41-а
+7 (8332) 640-511
ул. Ивана Попова, 6а
+7 (8332) 44‒60‒90
ул. Московская, 107Б
+7 (8332) 22‒33‒56
ул. Профсоюзная, 44
+7 (8332) 38‒38‒78
Sky
ул. Луганская, 49/2
+7 (8332) 75‒32‒93
ул. Андрея Упита, 16
+7 (8332) 62‒10‒99
ул. Герцена, 37
+7 (8332) 499‒523
ул. Андрея Упита, 7
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 января 2019, в 15:45
"Милочка, ну что Вы чавкаете, это же Чехов!"(c)
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!