В прошлом году живописцу исполнилось 60 лет, и в честь юбилейной даты в Москве открылась его большая персональная выставка. Она сначала перекочевал в Пермь, а теперь и в Киров. Экспозиция «Неизвестный художник» включает в себя около 50 живописных работ, в которых отражаются две главные линии творчества – казачья, повествующая об укладе и традициях жизни донских казаков, и частный мир самого живописца.

Многие художники признаются, что придумать название бывает сложнее, чем написать картины. Талант Сергея Гавриляченко формировался в среде выдающихся творческих людей, которые при жизни не делали персональных выставок. Живописец признаётся, что до сих пор испытывает неловкость из-за этого, но раз есть необходимость, нужно объединить выставку названием: 
В молодости Сергей Гавриляченко был авангардистом, потом увлекался русской историей, а после 55 лет перед ним открылись новые горизонты. Практически всю творческую жизнь художник посвятил истории российского казачества, но работ из этой серий на новой выставке музея Васнецовых всего несколько. В основном, здесь представлены картины последних пяти лет. Сам живописец признаётся, что теперь на множество его работ влияет обычная жизнь: дни, проведённые в мастерской, больничные палаты и всё, что можно увидеть, просто оглянувшись по сторонам. А на афише выставки не ради шутки есть пометка «60+», потому что смысл многих картин открывается именно взрослому поколению.
– В названии два начала: неприязнь к Ролану Барту и почтение к Лосеву. Я отношусь к тому поколению, которое изменило несколько событий, в том числе и выход книги Алексея Лосева «Эстетика возрождения». Там есть несколько глав, одна из которых об анонимности: высшая степень художника – это раствориться в своем творении, чтобы оно обрело свою жизнь. Ещё одна книга, которая оставила отпечаток в названии – «Смерть автора» Ролана Барта. Краткий смысл в том, что автор, рисуя, не понимает, что получится в итоге, произведение выходит из-под контроля и начинает жить самостоятельно. Если творение вызовет какой-то интерес у окружающих, то смысл его исчезнет в интерпретации.



– Теперь работа зависит от диагноза врача: когда говорят, что ещё поживешь – девы и пьянство, а когда отправляют на биопсию – пьянство и смерть. Вот так и живешь, поэтому и темы такие. Я шёл в Музей Васнецовых с испугом и ужасом, думал: ну, день позора я переживу - нищие сраму не имут. А теперь даже не узнаёшь свои работы: другой свет, другие пространства. И вот здесь то, что кажется обыденным, начинает звучать, а то, что казалось основным, – гаснет. Всё зависит от пространства и света, – говорит художник.

Выставка «Неизвестный художник» откроется 25 января в 17:00 и проработает до 19 февраля. А в четверг, 26 января, в 15:00 состоится публичная лекция художника «Суриковская (московская) школа рисунка и композиционные принципы организации учебных постановок». 16+