Теракт в Крокусе Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости
Афиша
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • АФИША
  • Как это было
  • Rommitz & the Ol’Time Shakers: «Наша цель – отыграть за рубежом и выпуститься там на известном лейбле»

Rommitz & the Ol’Time Shakers: «Наша цель – отыграть за рубежом и выпуститься там на известном лейбле»

О своей популярности и планах рассказывают участники известной кировской рокабилли-команды.

Автор:
29 апреля 2017, в 13:34
Просмотров: 3230
The Shakers – единственная группа в Кирове, которая сохраняет верность рок-н-роллу уже четверть века. Барабанщик и вокалист Роман Чащин, контрабасист Дмитрий Лалетин, гитарист Алексей Винокуров и клавишник Евгений Ощепков вот уже 25 лет несут в массы дух 50-х годов, где преобладали лоск, яркие костюмы и заводные ритмы. Музыканты выступают на разных кировских площадках и фестивалях, а также гастролируют по России.

В преддверии юбилея The Shakers мы встретились с группой, чтобы узнать, как изменилась музыкальная индустрия в Кирове.

Вы уже 25 лет на сцене. С чего всё начиналось?

Дмитрий: Мы трое – Алексей, я и Роман – учились в одном классе, сидели на двух смежных партах. Ещё до того, как стали играть вместе, каждый из нас пришёл к увлечению рок-н-роллом. Например, у Романа родители любили эту музыку ещё с 60-х годов, а мы просто какими-то окольными путями к этому жанру пришли.

Первый концерт The Shakers сыграли осенью 1992 года, где-то через год к коллективу присоединился я. Сначала я играл на бас-гитаре, а потом мы поняли, что в нашем стиле лучше бы иметь контрабас. Поначалу мы просто копировали, играли каверы, подбирали на слух. А потом стали писать свою музыку.

Rommitz & the Ol’Time Shakers: «Наша цель – отыграть за рубежом и выпуститься там на известном лейбле»

Почему именно рок-н-ролл?

Дмитрий: Это в самом начале был рок-н-ролл, потом мы выбрали более узкопрофильный стиль – рокабилли. Начинали, как и все, с прослушивания хитов королей рок-н-ролла. Но поворотным событием для нас стало знакомство с командами из других городов, когда перед нами открылась совершенно новая стилистика, которая даже нашему окружению была не совсем понятна. Сегодня своим творчеством мы стараемся знакомить людей с «жемчужинами», которые не на слуху. Например, на недавнем концерте в Казани мы составили программу из малоизвестных вещей. Нам было важно увидеть реакцию зрителей на песни, которые до этого звучали всего два раза – один раз на записи и второй на концерте. Интересно работать с такими треками – аранжировать и видеть, что публика воспринимает их с тем же энтузиазмом, как хиты, от которых все «торчат».

Роман: Сначала мы шли по пути наименьшего сопротивления, но в какой-то момент направили вектор нашего развития в противоположную сторону. Не хочется действовать по принципу коллективов, которые хотят максимально понравиться массовому слушателю, и в итоге десятки групп приходят к тому, что играют почти одинаковый репертуар.

Период, когда мы решили сузить свою жанровую специфику, стал во многом переломным. Кого-то новый подход оттолкнул от нас, других, наоборот, притянул. Появились площадки в других городах, которые не замечали нас раньше, а сейчас регулярно приглашают. Вышло так, что за счёт сужения репертуарных рамок расширили географию выступлений. Причём по части личных музыкальных пристрастий у нас очень разноплановая команда. Участники группы слушают всё: от балканской этники до AC/DC, но всё же рок-н-ролл более близок.

Какие музыканты являются для вас авторитетом?

Дмитрий: Список музыкантов, чьё наследие стало почвой для нашего роста, очень велик. Конечно, в доинтернетную эпоху и в советское время к нам в провинцию попадали лишь какие-то «вершки» на кассетах и виниловых пластинках. Но на наше счастье, это были издания немеркнущей классики от таких исполнителей, как Gene Vincent, Eddie Cochran, Jerry Lee Lewis, Buddy Holly или Johnny Cash.

И Bill Haley – как основа основ. Ещё в нашем советском детстве, глядя 9-ю серию «Ну, погоди!», мы восхищались инструменталом «Караван» в исполнении его группы, но тогда даже не могли предположить, кто исполнитель. Представьте наше удивление, когда спустя годы подтвердилось, что музыка рок-н-ролльного классика сопровождала нас с детских лет.

У каждого времени – своё клише, как должен называться музыкальный коллектив. В 50-е на Западе было принято начинать с имени ведущего исполнителя, к которому добавлялось название группы. Если бы это было в Советском Союзе, то звучало бы примерно так: «Иван Иваныч и его Передовики». В Штатах это выглядело как уже упомянутые «Bill Haley & His Comets». Вот что побудило нас увеличить первоначальное название «The Shakers» до современного «Rommitz & the Ol' Time Shakers». Причём тут, вы спросите, «Ol' Time» – старое время? Для нас это понятие не только временное и календарное – речь идёт также о внутреннем настрое, который навсегда остаётся с человеком. Мы часто рассуждаем на эту тему: старое время – это то, что постоянно в твоей душе, а значит и вокруг тебя.

Rommitz & the Ol’Time Shakers: «Наша цель – отыграть за рубежом и выпуститься там на известном лейбле»

Мы посмотрели на старую музыку по-другому после слома сознания в начале 2000-х, когда впервые приехали выступать в Питер. Услышали там массу нового и поняли: всё, что мы знали до сих пор, – только малая часть. А потом благодаря интернету добавлялись ещё и ещё названия групп и фамилии исполнителей – сотни и тысячи.

Однажды поиск материала совсем перестал быть проблемой, когда даже большие редкости стали доступны в mp3-формате. А потом появилась другая проблема: получая новую коллекцию треков, ты понимаешь, что просто физически не получится прослушать всё по списку. Поэтому сейчас знакомство с новым сборником выглядит как рандомное прослушивание пары-тройки номеров – чтобы примерно понять, что там и как.

На наших глазах произошло несколько подобных революций в отечественной музыке. Мы застали времена, когда музыкант из Москвы или Питера мог считать себя гуру во всём, что связано со стилем, и относиться к провинциальным коллегам, мягко говоря, снисходительно. У такой ситуации были объяснимые причины: на протяжении советских десятилетий ввозные рок-н-ролльные пластинки, одежда и литература оседали прежде всего в столицах. Неудивительно, что Москва и Петербург разбирались в нюансах стиля, о которых мы ещё не знали.

Но в последующие приезды, в 2010 году и позже, стало очевидно, что ситуация меняется – ведь интернет один на всех, и информация стала одинаково доступной. До сих пор не перестаю удивляться, что это произошло на моих глазах. Признаться, тогда, в начале нулевых, мне казалось, что я всегда буду чувствовать себя в столице как крестьянин с дикой горы, очутившийся в королевском дворце.

Стиль рокабилли не совсем привычный для провинции. Что способствовало вашей раскрутке на местной сцене?

Роман: Мы никогда не шли на компромисс ни в жанровом плане, ни в каком-либо ещё. Всегда были заточены под 50-е годы, и нас никто не смог изменить, хотя некоторые пытались. Мы – ретро-команда, в этом и прелесть. И люди знают, что получат от нас качественную музыку и шоу. Был такой период, когда мы оказались, что называется, в каждой бочке затычкой. Помню высказывание одного человека в интернете как-то после новогодних праздников, чем-то похожее на известный мем про Жириновского: «Невозможно отдыхать в этом городе. Приезжаешь в «Победу», там «Шейкеры», поехал в «Новый мир» в бильярд играть – там «Шейкеры». Не люблю я этих «Шейкеров!» Да, бывало так, что в новогоднюю ночь мы появлялись в двух-трёх местах. Сейчас картина немного другая, в том числе из-за наших изменившихся требований – ведь мы уже не готовы выступать «за еду», как прежде бывало. Думаю, это обычная история для коллективов, которые переходят от статуса интересных новичков к чему-то другому. Что касается нашего присутствия в радио-эфире, тут ситуация остаётся почти неизменной с 1990-х – в ротации наши песни никогда не были; время от времени их можно услышать в прямом эфире или какой-нибудь тематической передаче.

Тяжело ли группе с таким репертуаром продвигаться в своём регионе?

Роман: В чём-то да. Но радует, что в Кирове растёт количество площадок, изначально «заточенных» под живую музыку – с хорошей стационарной аппаратурой, арт-дирекцией и т. д. Пятнадцать лет назад был только старый «Джаз-клуб» на Московской и несколько «подвальных» клубов, где проходили главным образом металл- и панк-концерты. Плюс разовые выступления в гламурных заведениях, куда нужно было ехать с комплектом своей аппаратуры. Вторая позитивная тенденция: кировские коллективы стали чаще приглашать в другие регионы – к нашим соседям по Приволжскому федеральному округу и не только. Видимо, публика жаждет новых лиц.

Rommitz & the Ol’Time Shakers: «Наша цель – отыграть за рубежом и выпуститься там на известном лейбле»

Вы сказали, что некоторые игроки на музыкальном шоу-пространстве пытались вас изменить. Что вы имеете в виду?

Роман: Нам несколько раз предлагали встать под крыло мощного лейбла и известного продюсера. Один шоумен, имени которого я не буду называть, однажды предложил взяться за нашу раскрутку и во время собеседования заверил, что раскрутка подразумевает право продюсера корректировать наш репертуар и внешний вид. Поблагодарив его за прямоту, мы отказались: такие условия казались нам неприемлемыми как в 1992-м, так и сегодня. Есть своя прелесть в том, чтобы быть независимым проектом, самому издавать записи, придумывать обложки и обговаривать условия концертов. Награда за этот геморрой – возможность делать то, что тебе действительно нравится.

Разве никогда не хотелось найти себе продюсера и уехать в столицу?

Роман: Большие деньги могут и погубить, – такие примеры нам хорошо известны. Вариант «честно тянуть свою лямку без всяких сделок с совестью» нравится гораздо больше. Кроме того, есть понимание, что какие-то прорывы были возможными в своём времени и месте, но сейчас повторить их нереально. В 1992 году дебютная пластинка «Мистера Твистера» – первой рокабилли-группы в России – разошлась по стране миллионом копий. Её выпустила фирма «Мелодия» – монополисты того времени на отечественном музыкальном рынке. Под впечатлением от такого успеха мы много думали и спорили, стоит ли идти таким же путём – сделать музыку основным занятием своей жизни, чтобы зарабатывать именно концертами и выпуском альбомов. Но было и опасение, насколько рискованный этот путь: сегодня, в новых технических реалиях, едва ли даже самые большие мастера рокабилли-жанра смогут издаться миллионным тиражом. Опасение с годами подтвердилось.

Через какое-то время пришло и осознание, что популярность в рамках России – не самоцель. Хочется, несмотря на все политические сложности нашего времени, прозвучать в странах, где наша музыка развивалась естественным путём прямо с середины 1950-х и близка широкой аудитории. Эта «близость» проявляется в очень конкретных вещах. Например, в Западной Европе и Штатах в такт музыке хлопают по другому – на слабую долю, отчего происходит определённая «раскачка» звучания, тогда как в России принято хлопать на сильную, и это часть нашей исконной культуры.

Когда мы только начинали играть, план-минимум выглядел так – сделать любимый жанр узнаваемым и популярным хотя бы в Кирове. Этой цели мы достигли. Есть две крайности: идти во всём на поводу у публики, или, наоборот, не учитывать её мнение в принципе. В двух словах нелегко сказать, где тут золотая середина. Есть коллеги, для которых это что-то вроде манифеста – «Мы играем для себя. Публика не отзывается – её проблемы…» Возникает вопрос: зачем выходить на сцену, если ты играешь для себя? Этим ведь можно и дома заниматься. Если хочешь, чтобы на тебя посмотрели, пойди и сделай так, чтобы народ остался в зале. Даже те, кто по жизни слушает совсем другое.

Rommitz & the Ol’Time Shakers: «Наша цель – отыграть за рубежом и выпуститься там на известном лейбле»

Что-то решает сам контекст выступления. Есть определённый формат заведений, в которых 50 или 70 процентов успеха живой группы – это бар с алкоголем. И да, конечно, мы тоже периодически играем в таких заведениях. Отдавая себе отчёт, что народ пришёл сюда уже заряженный на веселье – и определённо веселился бы и без нас. Некоторых новичков в деле это сбивает с толку – «Вот он, успех, под нас рубится зал!». Тут я на правах бывалого иногда констатирую: нужно выступить в тихом джаз-клубе, вообще в каком-то лаунжевом пространстве, и посмотреть на реакцию зрителя. Если даже там народ встаёт с мест и танцует – безусловно, ты чего-то стоишь. Один из своеобразных наших рекордов по этой части – выступление на корпоративе для семи человек в небольшой комнате заводоуправления. И я вам скажу – нисколько там не легче играть, чем на открытой площадке для тысяч человек.

Какие у вас требования к организаторам концерта?

Роман: Мы не особо притязательны по ряду причин. Рокабилли – не тот жанр, где качество аппаратуры играет определяющую роль. Всё обсуждаемо, многое заменяемо. Бытовой райдер ещё скромнее: 4 бутылки питьевой воды на сцене и чистые полотенца. Мы не просим вискарь и бутерброды в гримёрку или розовую туалетную бумагу, которая должна висеть в двух сантиметрах от пола (смеются). Скажу больше: мы и на гостинице не настаиваем, если есть понимание, что организатор обеспечит адекватную квартирную вписку, как водилось в старые времена. Хотя мы уже не юнцы, но вкуса к приключениям такого рода ещё не потеряли.

Тот факт, что уже несколько лет мы гастролируем только на микроавтобусе – совсем не из-за тяги к комфорту. Одна из причин - в размерах контрабаса, который имеет свойство застревать и всем мешаться в общественном транспорте.

Дмитрий: Я понял, что прогресс работает против контрабаса, потому что старая техника подходит к его геометрии гораздо лучше. Например, салон старой «Волги 21» настолько вместительный, что контрабас можно посадить как человека на одно сиденье, и ещё четыре места останется для водителя и пассажиров. Для сравнения скажу, что в современном Land Cruiser такой манёвр не прокатывает – в нём контрабас приходится класть наискосок через два сиденья.

В вагонах старой конструкции, сохранившихся со времён СССР, можно было завести контрабас на верхнюю полку через такую хитрую диагональ – благодаря открытости багажной полки со стороны коридора. Но потом какой-то конструкторский гений закрыл эту диагональ дополнительной перегородкой. Возможно, автор преследовал благую цель – например, чтобы злоумышленнику было сложнее утащить вашу сумку. Но для меня это нововведение обернулось тем, что пришлось класть инструмент на полку вместо себя, как человека, а самому довольствоваться одним углом и ехать сидя. Печалит то, что у транспортных организаций, насколько я успел понять, нет единой позиции по перевозке контрабаса. Есть мнения отдельных специалистов: один продаёт тебе багажную квитанцию на контрабас, а другой идёт следом и грозит штрафом, потому что «место контрабаса – в багажном вагоне». Иногда это сопровождается просто невероятными выкладками, например: «А вы знаете, что из-за контрабаса пассажирский вагон сгорает на 7 секунд быстрее?»

Rommitz & the Ol’Time Shakers: «Наша цель – отыграть за рубежом и выпуститься там на известном лейбле»

Кто главный в вашей команде?

Дмитрий: Для многих зрителей нет сомнения, что всем заправляет Роман – наш фронтмен. На сцене всё выглядит именно так. Говоря о закулисной жизни – мы 25 лет пытались выстроить демократическую модель управления группой. С переменным успехом. И на фоне периодических рассказов коллег, что группы с элементом «внутренней диктатуры» вообще-то быстрее развиваются. Классический пример – «Песняры» в свои ранние и лучшие годы, когда Владимир Мулявин держал коллектив в ежовых рукавицах.

Может, сказалось то, что в начале 1990-х, создавая группу, мы были ещё подростками и прониклись определёнными идеалистическими представлениями о жизни музыкантов и их семей «одной общиной». «Так же, как это делали The Beatles», – говорил я друзьям. На пике подобных настроений была мечта купить или построить общий дом, поселиться в нём с жёнами и детьми. Сейчас иной раз приходит в голову мысль: как хорошо, что не сложилось! Глядя правде в глаза, наверное, в общем доме мы бы погрязли в семейных мероприятиях и совместных тусовках.

Роман: Хорошее семейное мероприятие – ссора! Которые периодически случались и у нас. Двадцать пять лет творчества можно сравнить с супружеской жизнью (смеётся).

Вы слушаете какие-то кировские команды?

Роман: Конечно, мимо заметных музыкальных явлений мы не можем пройти. В их числе и профильные заведения для живых концертов. По-моему, первенство пока удерживает ресторан GAUDI, где есть все плюсы по списку: хорошая сцена, аппаратура, интерьер, грамотные звукорежиссёры и крутая «фишка» – регулярный привоз музыкантов мирового уровня. Из групп нам нравится «El Tango». Не могу сказать, что это наши кумиры, но они делают отличную музыку в своём жанре. Ещё хочется отметить «XE-NONE» с их умением делать качественную музыку и усиливать её эффект работой на сцене.

Во многом музыкальная жизнь в Кирове развивается так же, как в десятках других городов по России. К каким-то новым веяниям мы были готовы, зная об их появлении в других уголках страны. Например, ещё 10 лет назад в разговоре с рокабилли-командой из Красноярска узнали, что в их краях между музыкантами и сценой появляется почти непробиваемая «прослойка» в виде ряда концертных агентств, которые нанимают музыкантов по одной цене, а организатору мероприятий выставляют совсем другую. При этом стращая коллектив уверениями, что «без нашего содействия вас вообще никуда не позовут». Смотрю на некоторые местные новшества и говорю себе: ага, кажется, к нам и это пришло.

Ещё один тренд, который можно было предвидеть – массовость кавер-групп. Насколько знаю, сценарий очень похож в разных городах: в мире досуговых заведений стало модно, чтобы некий пул популярных песен звучал в стенах клуба не в записи, а в живом исполнении. И этот скачок спроса вызвал соответствующее предложение. Могут сказать: «А вы сами-то кто – тоже ведь каверщики». В современном понимании этого термина – уверяю, что нет. Да, в нашей программе есть процент старого репертуара, на то мы и ретро-команда. Но есть и свой материал. Не говоря уж о том, что из наследия 50-х мы переигрываем не хиты, которые на слуху, а наоборот, популяризируем неизвестный материал.

Rommitz & the Ol’Time Shakers: «Наша цель – отыграть за рубежом и выпуститься там на известном лейбле»

Публика взрослеет вместе с вами. Почему молодёжи не так интересна ваша музыка?

Роман: С молодёжью нужно вести разговор на её языке и с использованием её технологий. Активно работать в социальных сетях, быть со своими записями на айтюнс, ваять мемы. И выступать в местах с большим количеством молодёжи, конечно. А наш исконный зритель вырос вместе с нами.

Когда мы были студенческой группой, наша аудитория тоже состояла в основном из студентов. Потом мы стали работать, и люди из нашей аудитории шли этой же дорогой – строили свои семьи, дома и карьеру. Со сменой социального статуса и возраста, возможно, мы отдалились от формата молодёжных тусовок. Хотя если оказываемся там вновь, никто не бывает разочарован. В мае нам предстоит впервые выйти ещё на одну такую площадку – посмотрим, что из этого выйдет.

Вы ездите на гастроли по области и в соседние регионы. Публика отличается?

Роман: Сложно предугадать, как в другом регионе люди отнесутся к твоей музыке. Большинство видят тебя в первый раз. Многие не имеют представления, что такое рокабилли. К тому же в ряде соседних регионов, где мы часто выступаем, – Татарстан, Башкортостан, Чувашия, – есть свои устоявшиеся национальные предпочтения в музыке. Тем не менее, пока мы находим понимание у любой публики.

Какие перспективы есть у The Shakers?

Роман: Своей публикации ждут несколько видеоматериалов. Они отсняты, но ещё не смонтированы. В этом году хотим на широкую ногу отметить своё 25-летие, к этому моменту нужно приготовить новые костюмы, фотосессию, издать новый диск. Он отличается от релизов, которые мы выпускали раньше: на нём две песни, спетые Дмитрием, и аудиокнига «Солнце шерифа».

Есть ещё несколько идей. Например, с коллективом «Вятка Диксиленд» хочется сделать проект в стиле свинг (джазовая музыка с особым ритмическим рисунком – ред.). Пока эта затея упирается в отсутствие времени. Также наша цель сейчас – отыграть за рубежом и выпуститься там на известном лейбле.
Все соцсети
Комментарии
2
 
Комментарии (2)
 
ул. Либкнехта, д. 37
46-11-32
ул. МОПРа, 52
8‒800‒100‒58‒12
ул. Южный обход, 18
+7 (8332) 26‒15‒30
ул. Преображенская, 66
+7 (8332) 64-46-75
ул. Романа Ердякова, 23, корп. 1
+7 (8332) 53‒71‒98
ул. Крутикова, 2Б
+7 (8332) 58‒57‒20
ул. Карла Маркса, д. 80
48‒01‒48
ул. Сурикова, д. 19
+7 (8332) 57‒20‒00
ул. Клубная, д. 9
+7 (8332) 40‒17‒27
Боровые (Киров),
ул. Боровые д, Юность
ул. Комсомольская, 5
+7 (8332) 60‒20‒79
ул. Воровского, д. 108
62-44-33
ул. Герцена, 88
+7 (8332) 410‒420
ул. Заводская, 41
+7 (8332) 45‒51‒61
ул. Карла Либкнехта, 67
+7 (8332) 64‒33‒43
ул. Красина, 48
+7 (8332) 43‒05‒90
ул. Карла Либкнехта, 41
+7 (8332) 78‒01‒42
ул. Московская, д. 4
+7 953 941 47 45
ул. Октябрьский проспект, 31
+7‒912‒727‒89‒79
ул. Воровского, 52
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!