С тех пор ежегодно 21 марта в свой профессиональный праздник работники театров устраивают необычные кукольные спектакли, творческие встречи и мероприятия. Сотрудники Кировского театра кукол в этом году организовали целую серию интересных событий: 18 марта состоится мастер-класс по кукловождению и праздничное шествие театральных кукол, а 25 марта – премьера спектакля «Терем-теремок». Я тоже решила посетить уникальный мастер-класс, в котором рассказывают обо всех тонкостях профессии кукловода.

Актёр и режиссёр театра кукол Алёна Лысова уже не в первый раз рассказывает о всех хитростях этой непростой профессии. Она убеждена, что кукловоду, как и спортсмену, обязательно нужна разминка: гимнастика для рук, плеч и суставов, а также зарядка для пальцев. Мало того, что актёр-кукловод должен мастерски управлять своим персонажем, ему нужно чётко и внятно говорить. Развивать артикуляционный аппарат всех журналистов учили ещё в университете, поэтому к занятию мы приступили незамедлительно и с большим энтузиазмом. Вместе с Алёной Лысовой добывали в лесу огромное яблоко, тщательно его пережёвывали, а после такого необычного «обеда» пытались выполнить пару-тройку упражнений на внимание. После пятнадцатиминутной разминки появилась небольшая усталость, как после тренировки в спортзале. Но представьте, что чувствуют актёры перед каждой репетицией, занимаясь по часу. 
После того, как актёр разогрелся, он берёт в руки куклу. Начинает её рассматривать, проверять механизмы и старается прочувствовать характер персонажа. На мастер-классе рассказали об умении «попасть в маску», а также объяснили, как взаимодействовать с куклой, чтобы зритель поверил. Но главная хитрость актёров заключается в том, чтобы спрятаться за своего персонажа, став всего лишь его тенью.
– Это на самом деле тяжёлая работа. Даже наше российское законодательство признало, что труд актёра-кукловода стоит наравне с трудом балетных артистов. Только эти люди творческих профессий досрочно выходят на пенсию. Дело в том, что эта работа серьезно подрывает здоровье: у артиста нарушается кровообращение и страдают суставы, – рассказывает Алёна Лысова.

Если на первый взгляд кажется, что управлять куклами легко, то на деле всё оказалось совершенно иначе. Когда в мои руки попала кукла, сразу появился страх сломать механизм или сделать что-то не так. Для расслабления в этой непростой ситуации актёры посоветовали вспомнить детство и начать дурачится. Чтобы не прослыть профаном, пришлось научиться хотя бы как-то управлять персонажем. Мне досталась лиса с хитрым прищуром, что совершенно не соответствует моему характеру, поэтому звучание твёрдого и уверенного голоса сменил детский писк, а мои движения стали более неуклюжими. Но если у новичков персонаж получился неестественным и напряжённым, то в руках у профессионального актёра кукла по-настоящему ожила.

Сегодня в Кировском театре кукол живут сотни персонажей с разными механизмами: планшетки, гапитно-перчаточные, марионетки и «тростевушки», и к каждой из них артистам приходится приспосабливаться. 
Все желающие смогут попробовать себя в роли кукловодов уже в эту субботу, 18 марта, в 11:00 после спектакля «Циркурион». 0+
– Самыми сложными в управлении, кроме марионеток, считаются тростевые куклы, потому что вам нужно сразу двумя руками работать. Например, нужно одновременно управлять тростями, работать головой куклы. Нужно, чтобы были пластичные пальчики, а также хорошая координация, – объясняет Алёна Лысова.
