650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Афиша
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • АФИША
  • Как это было
  • Ес Соя в Кирове: «Хорошее стихотворение – это не то, что пролайкали или перепостили»

Ес Соя в Кирове: «Хорошее стихотворение – это не то, что пролайкали или перепостили»

Современный поэт рассказывает об издателях-«хищниках» и особенностях местной публики.

Автор:
6 апреля 2017, в 17:10
Просмотров: 2060
Евгения Соя называют и сетевым феноменом, и обычным подражателем. Но его стихи вот уже 10 лет разлетаются по интернету как горячие пирожки, а гастрольные туры насчитывают до 64 городов. 5 апреля Ес Соя снова появился на сцене бара «FABRIKA» всё в том же романтическом образе – светлые волосы, мурчащие интонации и вычищенные до блеска ботинки. После концерта мы пообщались с поэтом и он рассказал порталу Свойкировский о своих грандиозных планах и отношениях с читателем.


Расскажи, что привело тебя в поэзию?

– Я начал писать стихи в 15 лет. Это был период, когда меня, как и любого обычного подростка, штормило во все проявления творчества. И вот с поэзией как-то сложилось. Не в том плане, что это стало интереснее кому-то кроме меня, а в том, что я нашёл пазл, который до этого отсутствовал во мне. И мне показалось, что это то, чем я должен заниматься. Через какое-то время, когда стихов накопилось достаточно, я выложил их в интернет, тогда я не рассчитывал на популярность.

2008 год – расцвет эмо-культуры и альтернативной музыки, а понятие «поэтический вечер» в моём поле зрения, да и наверное вообще, отсутствовало. Такие мероприятия проводились, но в библиотечном формате – такая филфаковская история, но тоже достойная. Мечтать о том, что стану популярным автором, буду ездить по городам со своими стихами, я даже не смел.

Хорошо помню, что решил выложить стихи на портал Стихи.ру для какого-то упорядочения. Это, кстати, самый популярный портал в СНГ для поэтов, и прямо при регистрации написано: «нас 358 тысяч поэтов», например. Я подумал, что буду 358 001, и так сложилось, что у меня появился свой читатель. Там есть возможность как-то пиариться, кого-то комментить – «подписывайся, читай меня», но я ничего этого не делал. Просто в один день я выложил стихи, а через месяц, когда набрались новые, решил снова залить парочку. Захожу в свой аккаунт, а старые уже набрали трёхзначное количество положительных рецензий. Потом ВКонтакте люди начали добавляться, писать глубочайшие благодарности, хвалебные оды мне – 16-летнему мальчику. Всё это было похоже на какой-то розыгрыш.


Ес Соя в Кирове: «Хорошее стихотворение – это не то, что пролайкали или перепостили»



Когда впервые собрал сумку и отправился на гастроли?

– Прошло где-то четыре месяца после первой публикации, и меня пригласили выступать со стихами в Киев. Я к этому предложению отнёсся скептически и даже отказался. У меня в голове не укладывалось, что это может быть кому-то нужно. Да и к тому же артистичным ребёнком меня вряд ли можно было назвать, я отлынивал от школьных спектаклей и постановок. Я подумал, посмотрел на это приглашение, как на маленькое приключение, и рискнул. Приехал в Киев и провёл там небольшой вечерок, человек на двадцать. Пришли люди, которые знали мои стихи наизусть, хотя я тогда мало чего написал, поэтому прочитал своё и что-то чужое. Так набралась программа на сорок минут и как-то зашло, потом ещё приглашали, а мой скепсис перерос в интерес – так происходит, когда ты открыт к тому, что слушаешь и видишь.

Потом были ещё концерты, небольшой тур по Крыму, потом Москва с увесистой суммой, а спустя два года после нерегулярных концертов меня пригласили в Харьков. Мне было важно выступить в культурной столице Украины. Концерт состоялся просто незабываемый, если вы спросите почему, я не отвечу, просто всё сложилось. Там был момент, когда я предложил залу «перекурить», а мне ответили «давай без перерыва, мы хотим ещё». Больше такого нигде не было.

После Харькова я понял, что моё дело не только писать, но и ездить, и читать. Мне необходимо видеть и чувствовать своего читателя не только в комментариях в соцсетях. Живое общение очень вдохновляет, ведь у меня хороший читатель. Я с ним общаюсь до и после концертов, это начитанные, интересные люди, и я рад, что могу с ними взаимодействовать, что мы с ними даже похожи. Такие поездки пока на втором плане, но когда-то их станет значительно меньше.

А что на первом плане?

– Искусство и поэзия на первом плане в творчестве. Вечера, книги, фотосессии и интервью – околопоэзия. В жизни важно то, что не на бумаге, а в голове или в сердце. Я до сих пор не знаю, какой частью тела пишутся стихи или какой частью речи. Мне намного важнее писать, чем выступать. Хорошее стихотворение – это не то, что пролайкали или перепостили, а которое тебе захотелось создать. Слова, которые не встречались, наконец-то встретились, и ощущение счастья, глубокого удовлетворения не сравнится ни с чем, что я испытывал в своей жизни, а испытывал я тоже немало.

Как создаются твои стихи?

– Я обычно пишу в обстановке одиночества и внутренней гармонии. Темы стихов бывают разные, но по «горячему» никогда не пишутся. Обычно после эмоциональной встряски, хорошей или плохой, хочется выдохнуть. Хотя я десять лет пишу стихи, за это время было многое: творческие кризисы и жизненные переживания. Но почти всегда вдохновение приходит в минуту спокойствия, когда ты выпускаешь своих ангелов и демонов на бумагу.

Евгений, ты сочиняешь стихи с подросткового возраста, за твоими плечами 10 книг и сборников. Твоё творчество как-то трансформировалось?

– Сложно сказать, мне кажется, что оно стало лучше. Я же читаю стихи других авторов и их книги, поэтому развиваюсь. На мой вкус, то, что я делаю, стало более интересным. Даже зритель поменялся, вырос. Кстати, та публика, которая приходит ко мне на вечера, зависит не от города, а от промоутеров, организаторов и места. Я выступаю на разных площадках, поэтому и публика всегда разная. Например, завтра у меня концерт в Нижнем Новгороде в театре, недавно я выступал в клубе в Ростове-на-Дону, это был такой пьющий вечер, после которого мы с ребятами танцевали до утра.


Ес Соя в Кирове: «Хорошее стихотворение – это не то, что пролайкали или перепостили»



Некоторые преподаватели литературы, филологи, да и критики считают, что в твоих стихах нет «литературной ценности» и они для этого не предназначены. Можешь ли ты это как-то опровергнуть?

– А я знаю много преподавателей, критиков и филологов, которые думают иначе. Не знаю, может быть, их стоит где-то собрать и устроить между ними баттл, чтобы они порешали. Поэзия – штука, которую сложно оценивать. Мы не можем понять, какой тостер лучше, и тогда как поймём, какой поэт хорош, а какой плох? Но над поэтами всегда висит сравнение. Например, Бродский – поэт, Маяковский – поэт, Есенин – поэт, а вы чушь пишете. То есть люди часто не могут открыться тому, что поэзия может быть немного другой. Что у представителей новой эпохи могут быть новые имена, слова и способы для выражения своих чувств. Я за свою жизнь много сравнений выслушал. В связи с какой-то ограниченностью все сравнения одни и те же: Бродский, Маяковский, Блок, Есенин. Но иногда ко мне на вечера приходят представители арабской культуры: сирийцы, турки, египтяне. Они мне говорят, что я похож на их национальных поэтов. Я запомнил пару имён, почитал – и правда похоже. Если бы я не был собой и прочёл себя и их, то обязательно бы подумал, что кто-то кого-то хорошо копирует.

Сам бы ты, кстати, не хотел получить образование, связанное с языком или литературой?

– Нет. Я себя образовываю вечерами, когда читаю книги. Есть театральный мэтр Вадим Демчог. Буквально вчера был на его спектакле в Москве. И у него школа театральной игры, где всё рассматривается как медитативная практика. Это гораздо интереснее, чем сидеть и слушать от других наставления о том, что мне читать. Я это и так знаю. Мне жизни не хватит, чтобы прочитать всё, что хочу, а ещё и новые книги напишут.

Что из себя вообще представляет современная поэзия?

– Современная поэзия – это волна, которую однажды как-то назовут. Были поэты шестидесятники, «битники», импрессионисты и так далее; мне кажется что когда-нибудь и современных поэтов как-то обозначат. Всё-таки это социальное явление, а может быть, даже социально-феноменальное явление. Я не знаю, что происходит с современной поэзией в других пространствах, за границей, например, но в СНГ это достаточно качественное, интересное и востребованное явление. Я рад быть причастным к этой волне.

Кого из авторов ты читаешь и считаешь талантливыми?

– Не могу сказать, что я за современными авторами очень слежу, но в целом я примерно понимаю, что почём. Безусловно, есть те, кто мне нравится. Например, Веру Полозкову читаю с того момента, как сам начал писать, Родион Прилепин – автор из Воронежа, у нас с ним даже тур совместный был, ещё могу назвать Максима Матковского и Иру Астахову.

А ты знаком с творчеством нашей поэтессы Аглаи Соловьёвой?

– К сожалению, нет, не знаком.


Ес Соя в Кирове: «Хорошее стихотворение – это не то, что пролайкали или перепостили»


Женя, в 2011 году ты поставил спектакль «В дешёвом электрическом раю». Не хотел бы вплотную заняться драматургией?

– Это интересно. Я раскрою определённые карты, осенью будет большой тур «8 лет на сцене», отсчёт ведётся с того концерта в Харькове. Он будет посвящаться новой-старой книге, в которой собраны все стихи. Весной или осенью 2018 года, наверное, выйдет ещё одна книга со стихами и тур в её поддержку. Потом я планирую немного отойти от такой насыщенной гастрольной жизни и заняться серьёзными проектами. Например, сделать точечные концерты с музыкантами и видеорядом, записать альбом с Марией Чайковской (молодая украинская исполнительница – ред.). Наличие свободного времени и пространства поможет вернуться в какой-то театральный мир.

В процессе создания спектакля «В дешёвом электрическом раю» я был сценаристом и актёром. Это более глубокая история, чем поэтический вечер, потому что ты погружаешься в сказку. Сначала замысел у тебя в голове, потом на бумаге и на сцене. Все мои планы очень интересны, это только начало пути. Был период, когда мне казалось, что всё иначе, но сейчас я чувствую в себе какое-то дикое количество энергии. Сейчас есть деньги и возможности, но нет времени – это какая-то жизненная трагикомедия.

Ты уже знаешь, о чём будет новая книга?

– Это будет книга о счастливой хорошей жизни. Часть из неё написана в Индии, а вторая часть, дай Бог, там же напишется. Прошлая книга, «Saudade», была очень печальна и связана с тяжёлым расставанием. Эта же будет о долгой счастливой жизни, в ней есть тишина, спокойствие и покой, в самом хорошем смысле этих слов. Я ещё не знаю, как она будет называться, как выглядеть, но в планах есть создать по ней ещё аудиокнигу.

Ты говорил, что у тебя с издателями неприязненные отношения и что они губят поэтов и писателей. Почему?

– Сложно говорить за всех писателей, но есть самые верха, которые могут жить на гонорары от книг. Те издательства, с которыми я пытался сотрудничать и которые пытались сотрудничать со мной, предлагали такие условия, на которых жить невозможно. Если бы я издал книгу, получил гонорар за неё и без гастролей пытался прожить на эти деньги, то у меня бы это не вышло.

Прошлое сотрудничество с издательством «Азбука» тому доказательство. Тогда был продан большой тираж, но по условиям я получил смешную сумму. Теперь я печатаюсь самиздатом, продаю книги на концертах, высылаю по почте. В одном из моих планов на будущее – открыть своё издательство с достойными для авторов условиями. Я думаю, что это будут не только книги, но и приложения для мобильных устройств, которые расширяют границы.

Конечно, есть и плюсы в том, чтобы печататься в изданиях. Потому что когда книги продаются в книжном, аудитория увеличивается, но я не знаю, та ли эта цена.


Ес Соя в Кирове: «Хорошее стихотворение – это не то, что пролайкали или перепостили»



Ты уже был несколько раз в Кирове, наверняка прогуливался по городу. Расскажи, что тебе больше всего запомнилось?

– Я неоднократно прогуливался по городу. У вас красивая первозданная набережная. Киров, знаете, очень приятное такое пятнышко в географии. Как-то так сложилось, что все концерты здесь проходят хорошо, правда, публика здесь необщительная. Не знаю, по каким причинам. Я много раз уже выступал в Кирове и сбился со счёту, сменил три площадки. Все площадки очень хорошие, что редкость, потому что в некоторых городах есть проблема с тем, чтобы найти место для выступления такого формата. Кстати, в Книжный клуб «12» я до сих пор приезжаю завтракать.

А что значит «необщительная публика»?

– На всех концертах я даю возможность зрителям задать мне вопросы, но у кировчан их обычно нет. Может быть, я своими стихами отвечаю на всё, а может быть, дело в людях. В целом это никак не отражается на том, как проходит мероприятие, потому то важна сама возможность диалога, определённая атмосфера, в которой можно задать эти вопросы. Мне кажется, что всё сходится, но общение так и не идёт, но будем искать ключи и отмычки.

Такой, можно сказать, кочевой образ жизни для тебя комфортен?

– Я много где побывал, много где ездил, много что видел, практически в каждом городе у меня есть друзья. Мне кажется, что это мечта, но и труд. Сложность в переездах, ты постоянно думаешь о том, чтоб везде успеть и ничего не забыть.

Кочевой образ жизни – это здорово, когда ты относишься к этому не как к работе, а как к приключению. Ты – романтический герой со своими стихами едешь куда-то, где тебя ждут и любят.


Ес Соя в Кирове: «Хорошее стихотворение – это не то, что пролайкали или перепостили»
Все соцсети
Комментарии
0
 
Оставь свой комментарий
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
ул. Можайского проезд, 1
+7 (8332) 23‒57‒47
ул. Володарского, д. 103А
+7 (8332) 43-11-00
ул. Карла Маркса, 47
+7 (8332) 70‒82‒32
ул. Лепсе, 4/2
+7 (8332) 58‒74‒14
ул. Талица, д. 50
46-82-92
GTO
ул. ул. Ленина, д. 191/1
699-677
ул. Профсоюзная, д. 7
+7 (8332) 73‒44‒11
ул. Октябрьский проспект, д. 133
77-54-53
ул. Чапаева, 67
+7 (8332) 54‒34‒51
ул. Искожевский переулок, 8а
+7 (8332) 45‒16‒96
ул. Андрея Упита, 9
+7 (8332) 51‒52‒55
ул. Октябрьский проспект, д. 94
215-194
ул. Макаренко, д. 7
23-78-85
ул. Карла Либкнехта, 107
+7 (8332) 22‒09‒10
ул. Горького, 1в
+7 (8332) 64‒66‒17
ул. Школьный переулок, д. 3в
22-31-44
ул. Чернышевского, 5
+7 (8332) 42‒16‒11
ул. Школьный переулок, д. 3в
22-31-44
ул. Заводская, 41
+7 (8332) 45‒51‒61
ул. Потребкооперации, 22
+7 (8332) 75‒21‒16
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!