13 апреля в Галерее Прогресса прошёл премьерный показ документального фильма «Аустерлиц» Сергея Лозницы. Лента получила награду «Золотой голубь» как лучший документальный фильм на кинофестивале DOKLeipzig и была показана на «Берлинале» (фестиваль в Берлине), международном фестивале в Торонто «TIFF» и других. В четверг вечером в центре современного искусства собралось порядка двадцати кировчан, которые пришли, чтобы окунуться в страшное прошлое.
Новая документальная картина Сергея Лозницы продолжает череду его лент о поведении масс – «Майдан», «Событие» и «Пейзаж». В «Аустерлице» мы – зрители – наблюдаем, как летним погожим днём туристы посещают бывшие концлагеря Германии. В фильме все они представлены как один обобщённый человек, а действие происходит будто в один день. Неподвижно стоящая камера длинными общими и средними планами снимает не сами лагеря смерти, а туристов, которые их посещают. Мы видим, как они смеются, обедают, загорают, а также делают селфи на фоне бараков и решёток.
Люди в фильме – не актёры и не подставные лица. Это обычные туристы, которые входят в кадр, если им этого хочется. Общие планы школьников, семей, целующихся пар перебивают редкие устрашающие рассказы экскурсоводов. Без них можно было бы подумать, что это люди, гуляющие по парку, так как в кадр практически не попадают орудия пыток и места казни.
Сам фильм полностью чёрно-белый, а каждый эпизод снят на неподвижную камеру и длится не менее пяти минут. Через полчаса статичного изображения фильм затягивает в свой неспешный ритм. Никаких плавных переходов и виртуозного монтажа, мы просто видим отрывки, сменяющие друг друга. В самом начале внимание рассеивается, но желание увидеть, что будет дальше, оказывается сильнее. Перед просмотром директор Галереи Прогресса Дмитрий Шиваев попросил зрителей по окончании фильма не расходиться – будет небольшое обсуждение.
В центр современного искусства были приглашены три спикера: преподаватель кафедры Отечественной истории ВятГУ Михаил Лицарев, режиссёр Сергей Зиновьев, доктор филологических наук и профессор Аркадий Макаров. Фильм закончился, но пару минут свет в зале не включался, чтобы зритель смог немного оправиться от увиденного.

– Как-то скучновато, – вырвался голос из зала.
– В Сталинграде людей, например, оценивали не трупами, а ведёрками. Если мы с вами поставим вёдра, то по сути, они, наверное, будут скучноваты, но если мы наполним их каким-то смыслом, то скука улетучится, – ответил Михаил Лицарев.
Фильм, снятый в живом виде во главе с туристами, которые пришли в концлагерь, как в диснейленд, шокирует. Люли фотографируются, изображая узников, подвешенных к столбам, делают селфи на фоне крематориев. Здесь отлично видно: чем больше времени проходит после войны, тем больше события впечатываются как факты в историю.
– Вы заметили, как люди выходили и заходили в концлагеря? Они заходили сосредоточенные, а выходили вприпрыжку, хихикая. Не все, конечно, но всё же... Раньше такого не было, они как приходили напряжёнными, так и уходили. Люди из СССР и стран типа Дании и Норвегии по-разному воспринимают войну, потому что у них её как таковой не было. Это, может быть, нехорошо говорить, но когда приезжали «наши», чьи предки участвовали в войне, у них были другие впечатления, в прямом смысле потрясающие, – рассказывает Аркадий Макаров.
Больше часа непрерывного обмена мнениями, разными словами зрители рассказывают одно и то же – мы должны хранить память, передавая её своим потомкам. Но пришли к выводу, что морализаторство на общую тему фильма бесполезно и объяснять произошедшее в нём тоже не нужно. Сергей Лозница просто ставит камеру, настраивает фокус и снимает, показывая нам срез того, какое оно – современное общество.

– Я вижу современное поколение, учеников в школах и студентов в ВУЗе. Я считаю, что мы с вами живём в отвратительное время для человека, обладающего моральными принципами. Для детей в школах гораздо важнее зрелище. Вот я, например, когда начинаю вести блог, посвященный Великой Отечественной войне, сразу начинаю с Бабьего Яра, чтобы заинтересовать. Некоторых учеников интересует вопрос убийств, массовых оргий и то, что не относится к правде и ценности человеческой жизни. А здесь как раз показывается это отношение западного и нашего общества, – отметил Михаил Лицарев.
Повторного показа в Галерее Прогресса фильма «Аустерлиц» не предвидится. В Кирове он собрал слишком маленькую аудиторию, в то время как в Москве на эту ленту идут сотни.
Через какое-то время документальный фильм можно будет посмотреть в интернете. Возрастное ограничение 12+
фото: Галерея Прогресса