Наставник с многолетним опытом о том, как стать настоящим другом для детей из дома-интерната.
Общество, озабоченное собственными проблемами, зачастую не понимает людей, которые бескорыстно тратят своё время, силы, внимание и деньги на посторонних детей. Иногда с таким непониманием сталкивается и Людмила Таратуто, главный бухгалтер одной из кировских фирм, которая вот уже много лет является наставником для детей из дома-интерната. Почему Людмила Ивановна не усыновила своего первого «подопечного», хотя очень этого хотела, и зачем тратить время и деньги на чужих детей – об этом и о многом другом в нашем интервью с Людмилой Таратуто.
Людмила Ивановна, откуда в вас это желание – помогать чужим детям?
Людмила Ивановна, откуда в вас это желание – помогать чужим детям?
- Знаете, я ещё в молодости смотрела фильм о том, как в роддоме усыновили брошенного ребёнка, и с тех пор тема брошенных детей запала в душу, и я для себя решила, что обязательно кроме своих детей воспитаю ещё и ребёнка из детского дома.
Почему же вы не решились усыновить ребеёнка, а начали заниматься наставничеством?
Почему же вы не решились усыновить ребеёнка, а начали заниматься наставничеством?
- Усыновление – это очень сложно. Да я и не особо поддерживаю это направление… За свою жизнь я столкнулась с тем, что часто при усыновлении мучаются и дети, и взрослые. А я для себя решила, что наставничество, то есть дружба и помощь детям из дома-интерната, – это то, чем я хочу заниматься.
Кто стал вашим первым воспитанником?
Кто стал вашим первым воспитанником?
- Это был 7-летний Толик из дома-интерната № 1. Я давно помогала этому учреждению, руководство меня знало и мне, к счастью, доверили этого мальчика. Мы с ним проводили много времени вместе – я его брала домой на выходные, он проводил с нами отпуск, мы ходили в театры, в кафе, в гости. Я покупала ему необходимую одежду, водила в компьютерный кружок, мы с ним много говорили по телефону. Он всегда знал, что в любой ситуации может мне позвонить и я ему помогу.
Неужели ни разу за время общения не возникла мысль усыновить Толика?
Неужели ни разу за время общения не возникла мысль усыновить Толика?
- Поначалу мне приходилось себя сдерживать – очень хотела его усыновить. Но мне те люди, которые занимаются темой усыновления, сказали, что не нужно торопиться. Мы с ним поговорили на эту тему, и я ему попыталась объяснить, что значит дружить, рассказала, как будет строиться наше общение и чем мы будем заниматься. Постепенно у нас установились такие отношения, как у тёти и племянника. Я считаю, что если нет своих детей, то можно задуматься об усыновлении. А если просто хочется кому-то помочь, как было в моём случае, то усыновление – это слишком серьёзный шаг.
Сколько сейчас Толику лет и поддерживаете ли вы общение?
- Сейчас ему 25 лет и мы, конечно же, общаемся, как родные люди. Я по-прежнему ему помогаю в каких-то вопросах. Когда он поступал в институт – нанимала ему репетиторов, когда бросил институт – ходила по ректорам с просьбой восстановить его. Но с институтом у нас так и не сложилось. Он нашёл себя в другом деле.
Сейчас у вас есть ещё подопечные?
Сейчас у вас есть ещё подопечные?
- Да, когда Толик вырос, я взяла ещё двух маленьких ребятишек. Их потом усыновили. Правда, одного потом вернули. Сейчас у меня на попечении пять человек. Это старшеклассники и те ребята, которые уже вышли из дома-интерната.
Вы уже более 20 лет помогаете детям из дома-интерната. В чём особенно нуждаются такие дети?
Вы уже более 20 лет помогаете детям из дома-интерната. В чём особенно нуждаются такие дети?
- Для них главное, чтобы был человек, которому они могли бы позвонить и обратиться за помощью. Да просто даже поговорить, пару слов сказать о том, как прошёл день. Им главное понимать, что у них кто-то есть. Был период, когда малыши мне каждый вечер по 5-6 раз звонили, а я и не возражала. Им и нужно-то было всего – рассказать, как день прошёл, услышать, что их дела кому-то интересны.
Получается, что у наставничества, по сути, нет логического конца. Вы всегда остаётесь для таких детей человеком, к которому они могут в случае чего обратиться…
Получается, что у наставничества, по сути, нет логического конца. Вы всегда остаётесь для таких детей человеком, к которому они могут в случае чего обратиться…
- Конечно, сложно расстаться с людьми, к которым привязался и перед которыми чувствуешь ответственность. С Толиком мы постоянно в праздники встречаемся до сих пор, и я раз в неделю ему звоню, узнаю, как у него дела.
Есть такое правило у наставников, что подопечным детям нельзя помогать деньгами, чтобы они не привыкали к «халявным» средствам. Как в этом плане у вас складывались отношения?
Есть такое правило у наставников, что подопечным детям нельзя помогать деньгами, чтобы они не привыкали к «халявным» средствам. Как в этом плане у вас складывались отношения?
- Ну, как нельзя помогать… Надо стараться, чтобы они не видели в вас человека, с которого можно постоянно «тянуть» деньги. А когда ты знаешь, что у ребёнка совсем нет денег, когда он ходит в рваных сапогах – как ему не помочь. Одну девочку я на работу к себе брала во время каникул, другой, бывало, денег в долг давала. Всякие ситуации бывали.
Говорят, что в детских домах и интернатах дети сейчас становятся всё более избалованными, так как их по праздникам просто заваливают подарками.
Говорят, что в детских домах и интернатах дети сейчас становятся всё более избалованными, так как их по праздникам просто заваливают подарками.
- Такая тенденция, наверное, не только в детских домах. В семьях дети тоже завалены игрушками и гаджетами. Но есть такой момент, что дети в интернатах считают, что им обязаны дарить подарки, их обязаны обеспечивать, что государство им должно. Кстати, ко мне не было такого отношения, потому что они знали, что я им ничего не обязана.
Людмила Ивановна, как ваша семья относилась к наставничеству?
- Мои дети – сын и дочь – с интересом помогали, интересовались малышами, общались с ними, когда те приезжали к нам. Муж тоже с пониманием относился. Конечно, не скажу, что это его великая цель, но он тоже принимал участие. Вообще, в этом деле поддержка семьи очень важна.
Среди ваших подопечных есть не только малыши, но и те ребята, которые заканчивают интернат. С какими проблемами чаще всего сталкиваются такие дети?
Среди ваших подопечных есть не только малыши, но и те ребята, которые заканчивают интернат. С какими проблемами чаще всего сталкиваются такие дети?
- Чаще всего это страх нового коллектива и новых людей. Но они очень быстро умеют адаптироваться и находят себе новых друзей. Ещё в бытовых вопросах они совершенно беспомощны – я их учила, как платить за квартиру, как мусор выносить. Бывают и более серьёзные вопросы, в которых требуется помощь взрослого человека.
Как правило, дети из детских домов и интернатов не умеют обращаться с деньгами. Приходилось вам помогать вашим подопечным в этом вопросе?
Как правило, дети из детских домов и интернатов не умеют обращаться с деньгами. Приходилось вам помогать вашим подопечным в этом вопросе?
- Есть такое, да. Когда они выходят из интерната, деньги у них есть, пусть и не очень большие, тем не менее планировать покупки и экономно тратить деньги они не умеют. Зачастую покупают совершенно ненужные вещи. Поэтому я решила для своих подопечных девочек провести мастер-класс по приготовлению бюджетных блюд. Мне хочется показать им, что даже из дешёвых продуктов можно приготовить вкусные блюда. Так, я планирую показать девочкам, как приготовить сырный суп, блинчики на воде, свекольный салат. На каникулах мы с ними обязательно встретимся. Конечно, их нужно учить тому, как можно дёшево, но красиво одеться, как можно приготовить вкусный обед, не потратив на всё это больших денег.
Были ли у вас какие-то сложности в течение вашего наставничества?
Были ли у вас какие-то сложности в течение вашего наставничества?
- Сложностей не было никаких. Мне эта деятельность всегда доставляла и доставляет радость и удовольствие, а если у человека есть желание помочь, то нет никакого «напряга». Единственный момент бывает, что иногда переживаю, что надо было бы больше помогать, чаще брать к себе…
Почему такие мысли возникают?
Почему такие мысли возникают?
- Если я Толику отдавалась вся, так как собственные дети были уже большие и у меня было время и возможности с ним заниматься, то сейчас появились внуки, которые требуют моего внимания.
Кому бы вы посоветовали стать наставником?
- Только по желанию. Если чувствуешь в себе стремление помочь, то можно задуматься над тем, чтобы стать наставником. Здесь не нужно тратить много времени и сил, на самом деле. Можно просто созваниваться с ребёнком, чтобы он знал, что у него есть человек, которому он небезразличен, к которому он может обратиться с любым вопросом и любой проблемой.
Что лично вам даёт эта деятельность?
Что лично вам даёт эта деятельность?
- Я получаю огромное удовольствие от того, что могу помочь этим детям, что они могут опереться на меня в сложных житейских ситуациях. Иногда я приезжаю в интернат в ужасном настроении, а там получаю большой эмоциональный заряд, отдыхаю душой среди этих детей.
Что можете сказать тем, кто не понимает, зачем вы этим занимаетесь?
Что можете сказать тем, кто не понимает, зачем вы этим занимаетесь?
- Это моё желание, и я это делаю для того, чтобы помочь детям. Больше это никого не касается. Мне даже одна знакомая в лицо сказала: «Зачем тебе это нужно, что, у тебя своих детей нет?». Когда человек не понимает, разве ему что-то объяснишь?
Фото: из личного архива героя