Теракт в Крокусе Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • Надежда Фролова: «Если ты преследуешь цель кому-то угодить это уже не искусство, а ремесло»

Надежда Фролова: «Если ты преследуешь цель кому-то угодить это уже не искусство, а ремесло»

Автор:
27 января 2017, в 15:42
Просмотров: 5980

О том, что значит быть человеком искусства, живя в провинции, и реально ли зарабатывать, не предавая свои принципы.

12 января в Выставочном зале музея Васнецовых открылись две большие персональные выставки.Одна из них – кировчанки Надежды Фроловой. Художница родилась в творческой семье: мама – конструктор-модельер, а отец – архитектор. Девушка пошла по их стопам и свою жизнь посвятила искусству. Надежда уже давно известна в Кирове своими яркими работами, в большинстве которых - немного сказки и фантазии.


Надежда, расскажи, как ты стала художником?
– Всё началось в детстве, когда нам с сестрой было по 5-7 лет. Мама приносила большие рулоны бумаги, как обои, мы их расстилали по комнате и целый день что-то выводили. Это, конечно, было несерьёзно, но уже о чём-то говорило. Когда я пошла в школу, моими любимыми предметами стали рисование и русский язык. В пятом классе учительница посмотрела на меня и сказала, что мне нужно поступать в художественный лицей. Я очень обрадовалась, что есть такое место, где рисование – главный предмет. Поступить туда не составило труда. Три года там пролетели как один день, я уже более серьёзно изучала живопись, композицию, рисунок, почти как в институте. Потом наступил сложный год, потому что пришлось вернуться в обычную школу - в здании лицея проводили ремонт и обучение перенесли на Филейку. Я бы, конечно, там доучилась, потому что полюбила приятелей и педагогов, но мама решила, что нужно выбрать школу поближе к дому.
Я просто перетерпела этот год, когда школа была для меня тюрьмой. Тогда, конечно, уже никакого рисования, только химия, физика, география, математика. Очень тяжело перестроиться, да и одноклассники не понимали меня, а я чувствовала себя инопланетянином среди нормальных людей. В училище таких, как я, много, мы по-своему общаемся, и все друг друга понимают. А в школе – нет. Надо мной даже ребята издевались, а учителя просто проходили мимо и ничем не могли помочь. Может быть, это все из-за моей мягкости, от которой я никак не могу избавиться. Если на меня нападают, всегда подставляю другую щёку. Когда меня девчонки из школы били, я даже не могла ответить. Но не отчаивалась, зная, что снова вернусь в родную среду и поступлю в художественное училище.
Затем были пять лет училища, после которых я пробовала поступить в Санкт-Петербургскую Театральную академию. Уже чувствовала, что меня готовы взять, но сказали, что я сделала задание не по теме. Слишком своенравно исполнила композицию, а надо было придерживаться рамок. Но я даже рада этому, потому что свободно могу заниматься живописью.

Кстати, о свободе. Тебя называют «свободным художником», что это значит?
– Это значит, что ты пишешь и творишь не на заказ и какую-то заданную тему, а по вдохновению, желанию и впечатлению. Это искусство немотивированное. Многие художники сходятся во мнении, что оно и есть настоящее. Если ты преследуешь цель кому-то угодить – это уже не искусство, а ремесло.
Надежда Фролова: «Если ты преследуешь цель кому-то угодить это уже не искусство, а ремесло»

Вообще никогда не рисуешь на заказ?
– Бывало. Дважды расписывала стены, мне задали конкретный рисунок, хотя я могла его по-своему изобразить. Это был интересный опыт, но тяжелый. Ушло недели две на каждую стену - они же огромные. Несколько раз иллюстрировала книги, но пока только детскую литературу. Я мечтаю о том, чтобы нарисовать картинки ко взрослым стихам, может быть, даже своим. Для меня было бы идеально, если бы люди просили нарисовать меня то, что я хочу. Например, дерево, но чтобы я сама выбрала, каким его изобразить.

Как ты находишь идеи для своих полотен?
– Обычно я пытаюсь рассказать какую-то историю или реальные впечатления, которые получаю в путешествиях. Это могут быть приключения или просто великолепные пейзажи. Но главная тема, которая, наверное, будет со мной до конца жизни – музыка. Меня вдохновляют концерты. После концерта человек - вдохновлённый, ему сложно сделать плохой поступок, у него доброта в душе, которой хочется поделиться с другими. Для меня это очень ценно, и я хочу, чтобы люди чувствовали то же, что я пытаюсь передать.

А что ты обычно слушаешь?
– Я до сих пор люблю рок-н-ролл и классику. Но классику предпочитаю слушать вживую, потому что нужно ощущать её в полноте звука. Если не в качественных колонках, так в зале с хорошей акустикой. Мне вообще нравится сочетание визуальной красоты и звука. Я как-то была на фестивале, где концерты проходили прямо на природе. Ты стоишь на теплоходе, а вокруг живая музыка: гитара, скрипка, виолончель. И наблюдаешь под все эти звуки, как солнце движется по небу или как выходит луна. Просто незабываемо.
Надежда Фролова: «Если ты преследуешь цель кому-то угодить это уже не искусство, а ремесло»

Ты сказала, что путешествия – один из источников твоего вдохновения. Есть места, в которых муза тебя ещё никогда не подводила?
– Обычно я провожу лето с бабушкой в деревне – самое творческое время. Иногда я даже не слышу, что она мне говорит, потому что каждый мазок мне очень важен. Могу несколько дней провести один на один с мольбертом, забыв о времени, еде и сне.

А где бы ты хотела побывать?
– Мне кажется, в любом месте я найду вдохновение. Конечно, хотелось бы побывать за границей, чтобы посмотреть, как там всё устроено. Но я боюсь разочароваться или, наоборот, захотеть остаться. У меня такое часто бывает. Ностальгии по Кирову тоже боюсь. Я была в разных уголках России, но неизведанных мест ещё много. Хочу туда, где огромные чистые озера, например, на Байкал. Америку интересно посмотреть. А недавно у меня была навязчивая идея посмотреть Индию, но не хочу ехать одна – всего боюсь. Наверное, это связано с тем, что главное для меня – люди, а за любимым человеком - хоть в Котельнич, хоть в Швецию. Поэтому нужен какой-то единомышленник, который вдохновил бы меня.

Есть у тебя работа, которую ты считаешь удачнее остальных?
– Есть. Картина называется «Тут водится форель» – пейзаж с горной рекой, в которой серебрятся рыбки. Всё на ней какое-то таинственное и сказочное получилось. Она зацепила Игоря Сметанина (вятский художник - ред.), поэтому сейчас хранится у него. В то же время была создана ещё одна особенная картина – «Озеро, утро вечера мудренее».
Есть, конечно, работы, которые ценны только для меня. Это в основном те, где изображён человек. Правда, такие картины зрителем не воспринимаются, даже если они необычно нарисованы. Люди больше любят пейзажи, да и у меня, наверное, они получаются лучше. Как и для любого художника, последняя работа для меня тоже особенно важна.

На открытии новой выставки ты говорила, что значение образа мужчины в живописи недооценено. Как думаешь, с чем это связано?
– Мне кажется, что это связано со временем. Так уж повелось, что все изображают красоту женщины. Хотя в современном мире я встречаю людей, которые говорят, что мужчина не менее привлекателен. Гендерная принадлежность, наверное, играет роль: всё-таки главные художники - мужчины.
Мне, например, просто интересно писать мужчин, тем более, так много достойных персонажей в нашей жизни. И мне хочется, чтобы они были зафиксированы, пусть скромно - на картине. Не хотелось бы, чтобы бесследно исчезали красивые образы. Я обычно рисую друзей, но могу увидеть на улице прохожего, запомнить его образ и нарисовать. Неважно, сколько ты знаком с человеком, если в нём есть какая-то «изюминка».
Надежда Фролова: «Если ты преследуешь цель кому-то угодить это уже не искусство, а ремесло»

Какие материалы и техники обычно используешь в работе?
– В основном пишу маслом, раньше увлекалась пастелью. Теперь думаю, что она слишком недолговечна. Считаю, что всё можно использовать: когда заканчивается масло, занимаюсь графикой. Так сказать, перехожу на дешёвые материалы.

Это вообще дорого – быть художником?
– Да, очень дорого. Тюбик масляной краски стоит 200 рублей, чтобы нарисовать полноцветную картину нужно как минимум 20 таких тюбиков. При этом на разные работы уходит разная пропорция краски. Может уйти 1-2 тюбика, а может всего капелька. Всё остальное тоже весьма дорогое.

За свою творческую жизнь ты написала десятки картин. Где они теперь?
– Если бы я не дарила свои работы и не продавала их на арт-маркетах по дешёвке – их некуда было бы ставить. У всех моих приятелей есть картины и, наверное, это главная причина нашей дружбы. Мне важна поддержка в творчестве, чтобы люди, которые вокруг, вдохновляли меня на что-то новое. А так у меня осталось немного работ из училища. Кстати, бывало, я писала поверх других картин и с другой стороны.

Искусство – это твой источник заработка или дело жизни?
– Искусство – это моё призвание, которое иногда приносит доход. В связи с тем, что я не умею рекламировать свои картины, пока этот доход небольшой. Быть продавцом – не моё. Есть много талантливых и способных к этому людей, а я чувствую, что мне нужно в искусстве укрепляться. К сожалению, только одно человеку даётся, Ван Гог тоже не продавал свои картины. Я нигде не работаю, потому что монотонная деятельность не для меня.

И как родители к этому относятся?
– Я живу вместе с родителями и, к сожалению, они относятся по-разному. Обычно не очень восторженно: «Всё какую-то ерунду рисуешь, надо такое рисовать, чтобы продавалось». Но как только увидят меня по телевизору, начинают ценить, придавать значение. Бывает, толкают найти работу, я иду, но ненадолго.
Надежда Фролова: «Если ты преследуешь цель кому-то угодить это уже не искусство, а ремесло»

Ты уже не раз выставлялась на разных кировских площадках. Теперь многие музеи и залы сами приглашают тебя создавать персональные выставки. Ты расцениваешь это как признание или последствия определённого промо?
– Нет никакого продвижения, приглашения всегда были. Я никогда не напрашивалась на персональные выставки. Это всё как-то по цепочке передаётся. Сделаешь в одном месте выставку, придёт человек из другого музея и изъявит желание увидеть картины у себя. Думаю, пора уже где-то в других городах выставляться, хотя бы в ближайших. Были робкие предложения, только мне нужно всё организовать и разработать концепцию.

А что нужно сделать начинающему художнику, чтобы его заметили?
– Меня заметили на молодёжной выставке. Я думаю, в нашем городе это один из вариантов. Нужно узнавать в Союзе художников, когда будет выставка и предоставлять туда свои работы. Если ты упорно идёшь к своей цели – у тебя всё получится. Не обязательно быть профессионалом, нужно быть просто талантливым.

Ты же пыталась покорять Москву, только уже не в качестве живописца, а в качестве поэта. Почему вернулась в Киров?
– Через два года после художественного училища я поехала в Москву и поступила в университет. Там я пробовалась в качестве прозаика, ходила на лекции и по поэзии. Проучилась почти три года и оставила столицу из-за суетливого ритма, толпы людей и метро. Бытовая причина: жила в пригороде и переезды занимали практически целый день. Этот ритм не для меня, да и зрение стало портиться, потому что приходилось не отрываясь читать.
Когда я отчислилась, поняла, что для меня важнее писать самой, а не по заданию. Мне нравится творить по порыву души.

Стихи перекликаются с твоей живописью?
– Стихи – это то же самое, что картины, только в словах. Мне кажется, все виды искусства – душа, которая воплощается и живёт в разных формах.
Надежда Фролова: «Если ты преследуешь цель кому-то угодить это уже не искусство, а ремесло»

Внешне ты достаточно неординарно выглядишь, я заметила, что цвет одежды часто совпадает с цветами на твоих картинах. Расскажи про свой стиль?
– Многие отмечают, что есть сходство между картинами и одеждой, просто это от любви к голубому цвету. Я не стремлюсь одеться, как нарисовано, или нарисовать, как одеваюсь. Многие аксессуары изготавливаю себе сама, иногда приобретаю. Традиционная бижутерия, серебро или золото меня не впечатляют: только цена высокая, а внешне выглядят слишком обыденно. Ещё не люблю джинсы, потому что их носят все. Однажды мне подарили джинсы, но я разрисовала их сверху донизу скрипичными ключами. Вообще женщина не должна носить брюки. Это как-то искусственно.
Я бы хотела жить вдалеке от цивилизации, даже как-то провела пару недель на берегу моря. Потом вернулась в город и была в шоке, долго думала, зачем люди заставили себя жить в условиях тюрьмы и подчинения. Потом, правда, привыкла быстро, но иной раз всё равно возвращаюсь к этой мысли.

А теперь расскажи про свой стиль жизни. Какая ты?
– Мне кажется, я очень простая, со мной легко общаться. Кто-то со стороны видит мою странность в разговорах, жестах и одежде и не осмеливается поговорить со мной по душам. Я и сама иногда чувствую в себе что-то отстранённое, не совсем человеческое, но это, наверное, и есть творческая составляющая.
Например, сижу где-то в обществе, а душа куда-то рвется, хоть и бурных эмоций не проявляю. Но иногда не выдерживаю в местах, где есть официальность: находиться в банке или офисе мне кажется противоестественным. Например, когда в банке говорят: «Клиент номер Б75, пройдите», чувствуешь себя какой-то крысой, которой дадут сыр по команде. Когда впервые столкнулась с этой системой, была в шоке и выбежала из банка. Думаю, схожу в следующий раз, потому что сейчас неспокойно на душе. (смеётся)
Надежда Фролова: «Если ты преследуешь цель кому-то угодить это уже не искусство, а ремесло»

Есть у тебя ещё какие-то планы: начать писать музыку, стать дизайнером?
– Одежду я шью, но пока только себе или друзьям. Неодобрение есть только со стороны мамы, она модельер, поэтому не приемлет мой авангардизм. Я с удовольствием этим бы всем занималась, но главное в моей жизни – это картины.

Все соцсети
Комментарии
2
 
Комментарии (2)
Предложить новость
 
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!