650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • «Выходят исполнители, а не генераторы идей»: директор школы - о том, что происходит с образованием в России и кого растит эта система

«Выходят исполнители, а не генераторы идей»: директор школы - о том, что происходит с образованием в России и кого растит эта система

Автор:
31 августа 2019, в 13:14
Просмотров: 8591

Игорь Олин работает учителем истории и директором средней школы в посёлке Вахруши Слободского района. А ещё он ведёт собственный блог в «Живом журнале». Там он часто критично высказывается не только на темы образования, но и в целом по российской повестке. В 2018 году по результатам опроса экспертного сообщества Игорь Витальевич стал лучшим блогером и получил медиапремию «Признание» от Вятской торгово-промышленной палаты. Перед Днём знаний Свойкировский встретился с Олиным, чтобы обозначить проблемы современной российской школы и поговорить о том, что её ждёт в будущем.

О чем говорится в статье:
  • «В любой другой ситуации, меня терпеть бы не стали»
  • Кризис системы образования
  • Школа не успевает раскрыть человека
  • Среди учителей мало мужчин, и это проблема
  • ЕГЭ - находка для провинциальных школ
  • Школа как институт сейчас - на задворках

Вахруши расположены в 12 км от Слободского и в 26 км от Кирова. На 10 тысяч населения в посёлке одна школа, в которой занимаются почти 900 учеников. У школы два корпуса - основное здание и здание для младших классов.

Встретиться с Игорем Витальевичем мы договорились в корпусе, где учатся ребята постарше. Это трёхэтажное серое здание из кирпича, больше похожее на жилой дом, чем на школу. От тротуара его отделяет забор и небольшая аллея. На заборе сложно не заметить надпись, оставленную, по всей видимости, кем-то из учеников: «Закончил одинацать классов? Готов работать дворником?» А на калитке также небрежно белой краской написано: «Не ходи туда».

«Выходят исполнители, а не генераторы идей»: директор школы - о том, что происходит с образованием в России и кого растит эта система

Не прислушавшись к совету, захожу во двор школы. Игорь Витальевич в очках и малиновой рубашке встретил меня уже на крыльце и проводил в свой кабинет - маленький, скромный, с серыми стенами, где мы проговорили больше двух часов.


«В любой другой ситуации, меня терпеть бы не стали»

Игорь Олин работает в системе образования 23 года. В 1996 году он стал учителем истории в школе села Бобино в Слободском районе, а спустя шесть лет - её директором. Школу в Вахрушах он возглавляет с 2013 года.

Игорь Витальевич говорит, что его оппозиционные взгляды почти не мешают работе.

- Мне повезло, что люди, которые были моими руководителями, никогда не ставили это во главу угла. У нас были, конечно, разногласия по каким-то политическим вопросам, но в работе разногласий у нас не возникало. В любой другой ситуации я понимаю, что терпеть меня бы не стали. Я вижу такие примеры из СМИ, когда у нас замечательные директора теряют работу. Можно, конечно, подстраиваться под власть, ничем её стараться не раздражать, но не бывает на работе без проколов. Что-нибудь да произойдет. И как ты ни старайся, повод расстаться с тобой всегда найдётся. А если ты делаешь какие-то громкие дела, если ты сам формируешь повестку, то это порой даже и помогает.

Но при этом директор признаётся, что периодически его просят «попридержать язык», особенно перед выборами.

- Ну я как-то и старался особо не высовываться. На рожон-то никогда не лезу. Я человек не скажу, что трусливый, но осторожный.


Кризис системы образования

Система образования в России не может не находиться в кризисе, потому что вся страна - в кризисе, отмечает Олин. У современной школы куча проблем, но главное, что мешает ей развиваться, - это зарегламентированность и отсутствие свободы.

- О том, что происходит на местах, власть узнаёт только по количественным показателям, которые чаще всего - враньё, выдуманы из головы. Потому что то количество информационных запросов, которое чиновники отправляют в школы, непосильно никому: на это нет людей и нет времени. Все пишут всё от фонаря, всё сочиняется. Ложь начинается с мелочей. Довели школу до того, что нельзя заполнить электронный журнал сегодня по-человечески, потому что всё должно соответствовать стандарту. Но жизнь есть жизнь: на каком-то уроке ты можешь просто не успеть эту тему дать, это все понимают, но записать ты эту тему должен. Если не записать, то это будет нарушение.

В России сейчас всё построено на контроле, а не на доверии, потому что так легче управлять, отмечает директор. Но школа - это творческая среда, считает он, и если в образовании всё держится на дрессировке, это не даёт хороших плодов. Школам нужна свобода.

- Я всё завидую Василию Сухомлинскому (советский педагог-новатор - прим. ред.), который взял свой класс, и на лето они уехали на сенокос, сделали шалаши, косили сено, купались. Он мог проводить уроки на улице, расписание никакое не составлял, по дороге там они что-то придумывали, играли. Он настолько свободно себя чувствовал. Сегодня в первые дни работы он бы был сразу уволен. Потому что он нарушил бы тысячи инструкций. Но работала же эта система, надо как-то раскрепощать школу.

Он считает, что если школе вернуть свободу и возможность творить, она «расцветёт» за пару лет.

- Надо только не обрезать крылья, но контролировать будет уже намного сложнее. Сложнее критерии будет подобрать, многие чиновники просто выпадут в осадок. Потому что когда нет каких-то лекал одинаковых, нужны талантливые чиновники, а где их набрать столько?

Школа не успевает раскрыть человека

По словам Игоря Витальевича, сейчас масса детей уходят из школы с обидой, потому что за 11 лет на них там никто не обратил внимания. Огромная часть детей не раскрывается в школах, они там остаются посредственностями, рассказывает педагог. При это он отмечает, что речь идёт не о асоциальных школьниках, а о массе ребят, чей талант не заметили и не раскрыли. Олин считает, что связано это с перегруженностью учителей: сейчас у педагога нет времени на то, чтобы обращать внимание на каждого ребёнка.

- Если у него 40 часов нагрузка, классы по 25-30 человек, и он носится сломя голову из кабинета в кабинет, он даже задержать взгляд не на каждом может. Это общая проблема капиталистической системы, когда все гонятся за эффективностью. Вообще-то детство не вернёшь, и главное, чтобы ребёнок не только развивался, но и чувствовал бы себя комфортно. А у нас подход такой: вложить как можно меньше ресурсов и выжать как можно больше.

У учителей сейчас появилось огромное количество новых забот, новых требований, отмечает директор. Они не могут отдавать больше в силу своих физических и психических возможностей, даже если их зарплаты вырастут до 50 тысяч рублей. По мнению директора школы, в советское время система была более лояльная к учителям, она учитывала его возможности. А нынешняя система равняется только на сильных. Игорь Витальевич считает, что именно из-за этого сейчас многие недовольны школой: и учителя, и дети, и родители.

«Выходят исполнители, а не генераторы идей»: директор школы - о том, что происходит с образованием в России и кого растит эта система

Также, по мнению директора, капиталистическая система привела к неравенству образовательных учреждений. Сейчас есть обычные школы и школы для избранных, которые получают повышенное финансирование, где работают лучшие кадры, где нет проблем с дисциплиной. Все хотят попасть в эти хорошие школы, но нужно добиваться того, чтобы не нужно было никуда попадать, отмечает Олин.

- Нужно подтягивать уровень всех образовательных организаций. Я опять своё Бобино приведу в пример. Когда я там учился, там не было асфальта от Коминтерна, до школы нельзя было доехать на автобусе. Но в ней было всё: для каждого предмета был полный набор материально-технической базы, по каждому предмету был учитель хороший. И когда ребёнок из своего села выбирался, он поступал в вуз. Советская система держала всех на высоком уровне. А сегодня мы дошли до того, что сначала мы стали в школах делить детей на сильные и слабые классы, потом школы. И вот пришли к тому, к чему пришли. Все уже понимают, что это нужно менять.

Среди учителей мало мужчин, и это проблема

Сейчас в школах работают в основном женщины, мужчин мало, а молодых мужчин почти нет. В вахрушинской школе есть только один учитель-мужчина, которому меньше 30 лет. Игорь Витальевич считает, что это проблема:

- У нас очень активные в школе ребята, но все передовые позиции заняты девчонками. Если выборы в президенты школы - они, если какие-то мероприятия крупные - они, и так далее. Парни более скромные, застенчивые, тихие. Это связано в том числе и с тем, что они видят в основном только женские лица, женские характеры.

Мужчины, как считает директор, не идут в учителя из-за низких зарплат, большой нагрузки, бюрократизма и почти полного отсутствия свободного времени.

При этом в целом число молодых учителей в школах в последнее время увеличилось, отмечает Игорь Витальевич. Например, в школе в Вахрушах каждому пятому учителю меньше 30 лет. Олин считает, что это связано и с действиями государства, но по большей части на это повлиял произошедший недавно перелом в общественном сознании.

- Стало больше уважения к школе, к учителям. Причём оно не такое, как в Советском Союзе, когда учителя были на пьедестале. Сегодня учитель несколько другого формата приходит в школу: более открытый.

Он отмечает, что сейчас очень многие успешные школьники хотят стать педагогами. Они понимают, что эта профессия не принесёт им богатства, но зато она даёт внутреннее удовлетворение, душевный комфорт и возможность быть полезным.

Но часто молодые учителя не задерживаются в школах.

- У нас в последние годы несколько таких случаев было. Но каждый случай своеобразный, поэтому трудно отследить какие-то тенденции, понять, из-за чего они уходят. Кто-то не находит себя в профессии, кто-то не находит контакт с детьми. Но я думаю, что это не страшно, потому что все мы что-то пробуем. Это естественный процесс.

ЕГЭ - находка для провинциальных школ

Говоря о позитивных изменениях и реформах в системе образования, Олин отмечает появление новых технологий, покупку школьных автобусов для сельских и районных школ, более тесное взаимодействие школ друг с другом и возросшие возможности дополнительного образования. К правильным решениям властей он отнёс и внедрение ЕГЭ.

«Выходят исполнители, а не генераторы идей»: директор школы - о том, что происходит с образованием в России и кого растит эта система

Он рассказывает, что к концу 80-х - началу 90-х из провинции поступить в московские вузы было невозможно, и поэтому ЕГЭ - отличная находка, чтобы уравнять всех абитуриентов. Однако ЕГЭ хорош только как временный вариант, считает директор, так как в нём достаточно много недостатков.

- Мы всё равно должны дорасти до такой стадии общественного развития, когда нам не нужен будет этот механизм жесточайшего контроля с металлодетекторами, видеонаблюдением, полицией, падением в обморок, стрессами.

Одна из проблем ЕГЭ и ОГЭ, которую выделил Олин, - то, что основная масса заданий в них требует простого запоминания. У детей с хорошей памятью получить 100 баллов много шансов, но проявить себя творчески ЕГЭ ученику не даёт. Сложно такой экзамен сдавать ребятам с нестандартным мышлением.

- То есть ты решаешь задания, целую кучу прорешал и запомнил. Конечно, если ты не обладаешь определённым уровнем интеллекта, ты не ответишь на эти задания. Но всё равно теряются ребята, которые выявлялись ранее в собеседовании.

Из-за натаскивания на ЕГЭ сейчас у детей не развивается устная речь, считает Игорь Витальевич. В школах очень мало ребят, которые могут монологически говорить.

- Мы видим, когда тележурналисты останавливают на улицах молодых людей, они двух слов связать не могут. Потому что все только пишут, вспоминают заранее известные правильные ответы.

Даже в сочинениях, которые, например, есть в ЕГЭ по литературе или истории, нет поля для творчества, потому что они должны соответствовать определённым критериям, уверен педагог.

- Вот представьте, если бы взяли таких разных авторов, как Набоков и Высоцкий, и сказали бы им по этим критериям писать. Они бы тогда ничего своего не сочинили. Невозможно литературный талант загнать в критерии, потому он и талант, потому что он самобытен, он нов. А самобытное и новое ЕГЭ проверить не может.

Игорь Витальевич добавляет, что сейчас талантливые ребята тратят годы на то, чтобы запомнить правильные ответы, хотя за это время они могли решить какую-нибудь до сих пор нерешённую задачу.

- Не надо им запоминать эти горы фактов. Меня это просто раздражает. Ну знаешь ты эти факты, и что? А потом мы сталкиваемся с тем, что проанализировать или спрогнозировать ситуацию, критически подойти к чему-то они не способны. У них в голове просто куча всего, но никакой пользы от этого нет. Это исполнители, а не генераторы идей.

Решений для вывода из кризиса российских школ у Олина нет. Он подчёркивает, что может только указать на проблемы, а давать советы чиновникам не готов.

- Как бы мы к чиновникам ни относились, у них тоже по-своему сложная работа. И я, кстати, когда министра образования слушаю, даже с какими-то вещами у неё соглашаюсь. Например, с тем, что надо уделять внимание трудовому образованию школьников. Наши дети должны понимать, что труд - это то, что тебя будет содержать. И к этому труду нужно приучать с детства.

Он считает, что нужно дать школе возможность воспитывать трудолюбие в детях: «элементарную работу в школах дети могли бы выполнять».


Школа как институт сейчас - на задворках

Сегодня школа не оказывает такого большого влияния на детей, как в советское время, как институт она сейчас находится на задворках, считает педагог.

- Возьмём город Слободской, возьмём Киров. По внешнему виду зданий можно увидеть все приоритеты государства. У нас в Кирове самое красивое историческое здание принадлежит ФСБ, у нас «дворец» Пенсионного фонда, налоговые инспекции, суды находятся в замечательных зданиях. А школы? Наша в 1966 году построена, а второе здание - до революции. Сейчас во втором здании, которое рассчитано на 200 человек, учится 450. И там никому не хватает места: в гардеробе места нет, в столовой места нет, в коридорах места нет. И сразу видно приоритет. Вот вы шли по дорожкам к школе. Асфальт был положен в 70-е годы, сейчас там его вообще не осталось. Среда воспитывает. И детям не надо ничего объяснять, они это просто видят и впитывают. Они понимают, что школа - это где-то сбоку.

Игорь Витальевич отмечает, что снижение роли школы - это и не хорошо, и не плохо, это неизбежность. Школа в таком виде, в котором она сформировалась в ХХ веке, изживает себя. Будущее - за отменой классно-урочной системы.

- Будет больше свободных форм образования, индивидуализации, дополнительного образования, дистанционных форм, будет развиваться семейное образование, у старшеклассников - самообразование. Будет сложнее. В нашем государстве хотят всё укрупнять, монополизировать, строить всех в одну шеренгу. Так проще отслеживать, контролировать, командовать, но это такая кажущаяся простота. Вроде бы, удобно управлять, но исторически мы оказываемся позади.

Все соцсети
Комментарии
24
 
Комментарии (24)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 августа 2019, в 16:19
спасибо за интервью!
пысы
"Не прислушавшись к совету, захожу во двор школы. Игорь Витальевич в очках и малиновой рубашке встретил меня уже на крыльце и проводил в свой кабинет - маленький, скромный, с серыми стенами, где мы проговорили больше двух часов." - и это от 2 часов разговора оставили? пфф!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 2 сентября 2019, в 09:12
"Игорь Витальевич в очках и малиновой рубашке встретил меня уже на крыльце" - и это всё, что на нём было?! ))
Алексей Шестаков
 
Алексей Шестаков
Ссылка на комментарий 31 августа 2019, в 21:31
я вас умоляю... в великой россии на доверии может быть только кидок.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 августа 2019, в 23:13
Самого главного не сказал - тупость школьной программы. Вот если бы всю ее перетрясли, выкинули бы весь мусор, тогда было бы дело.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 сентября 2019, в 00:58
А кто будет решать, что "мусор" а что нет?
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 сентября 2019, в 10:00
Вот это верный вопрос. Не сразу и ответишь. Должны решать люди грамотные, хорошо знающие свой предмет, отличающие талантливые произведения от посредственных (даже если они написаны классиками), практичные люди, знающие что пригодится в жизни, а что нет. Но, к сожалению, таких людей мало. Многие учителя даже не знают, как писать слово ПРИЙТИ, пишут - приДти, а В ТЕЧЕНИЕ (времени) пишут с И на конце. Вот такой мусор работает в наших школах.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 сентября 2019, в 05:46
В феодальной стране не может быть другого образования
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 сентября 2019, в 07:44
Давно слежу за публикациями Игоря. Видно. что человек мыслящий и неравнодушный. С его рассуждениями о современной школе полностью согласен. Хочу вставить свои пять копеек. Мне кажется, школьнику трудно просидеть целый урок неподвижно. Это не ученье, а мученье. А четыре-пять уроков отсижеть тяжело и взрослому. Поставьте себя на место учеников. На Западе придумывают кое-что, чтобы уйти от этого. В США и некоторых странах Западной Европы младшим школьникам позволено сидеть на уроке в непринуждённых позах и не за партами, в Италии делают специальную разметку в коридоре для ребячьих игр. А некоторые учителя запрещают детям бегать на перемене, ходите, мол. чуть не строем. Словно это старички какие-то. Мальчикам необходимо мужское воспитание, а может быть. стоит вернуться к раздельному, как это было в послевоенные годы. у учителя должна быть достойная зарплата, должно быть видно уважение к нему со сторны государства. родителей. А этого нет. Посмотрите на программу телепередач хотя бы. Что в день знаний идёт? Какие передачи о школе есть? Только по т-к "Культура" из года в год показывают фильм 1948 г. "Первоклассница". И всё. А сколько различных праздников для силовиков: каких только нет! Учитель забит. живёт в нищете, загружен сверх всякой степени бумаготворчеством, ведёт 1, 5-2 ставки , чтоб выжить. О каком качестве обучения может идти речь?Взять хотя бы ту же школу в с.Вахруши. Её внешний вид говорит о многом.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 сентября 2019, в 10:46
На уроках тяжело сидеть, потому что уроки скучные. Это недоработка учителей. Бегать не разрешают, чтобы школу не разнесли, и это правильно. А разгрузить учителей надо, не вынуждать их вести две смены, тогда может и творчество проявится, и уроки станут интереснее.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 2 сентября 2019, в 11:50
Ну да, и у станка стоять по 8 часов, и за кассой сидеть, да и у доски перед классом -всё тяжело и скучно! Не пора ли отвыкать от развлекухи и веселья?
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 сентября 2019, в 14:56
1) Число молодых людей в школах увеличилось??? Это, точно, Россия?
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 сентября 2019, в 16:33
Насчёт молодых учителей: муж на днях рассказал, что хотел устроиться учителем истории в школу п. Радужный. Не взяли! - вы молодой, вы от нас уйдете быстро, у нас зп маленькая, вы перед школьницами не устоите.
А у мужа призвание и огромная любовь к предмету.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 сентября 2019, в 18:46
Педофилов боятся.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 2 сентября 2019, в 11:52
Чё-то где-то вы не договариваете! Если серьёзный и адекватный -с лапочками бы оторвали в любой школе.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 2 сентября 2019, в 13:06
Ну и правильно не взяли. В описанных условиях работать может только идиот. А там своих хватает.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 сентября 2019, в 20:50
надо было откорректировать только учебные программы от определенной идеологии и укреплять материальную базу кол (в ом числе по контролю приема экзаменов - эта же видеозапись), а либералы, реформаторы, теперь называющие себя оппозиционерами, полезли ломать всю систему образования, в том числе ввели это "еге". Теперь сами стонут. А про выпускников школ и институтов - что они перестали думать - а являются зашоренными определенными рамками исполнителями - так это уже лет 15 видно по ним. Креатив только в том как "нагадить" или "вылить" грязи - как большинство из представленных комментариев.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 2 сентября 2019, в 08:55
В школах, чтобы привлечь мужчин, необходимо вводить уроки труда, ОБЖ, военное дело, физкультуру и т.п. Помню у нас военруком работал подполковник в отставке, так все мальчишки мечтали быть такими же - подтянутыми, с военной выправкой и дисциплинированными. А учитель по труду так же был мужчина, который научил работать на токарном станке, плотничать, собирать электроприборы и делать проводку - польза на всю жизнь!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 2 сентября 2019, в 11:53
Аналогично!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 2 сентября 2019, в 09:05
Если вдруг перестать преследовать людей за честность, а наоборот поощрять инициативы на местах начнут решаться проблемы, и не только образования. Но этого не допустят, так как мгновенно рухнет система основанная на лжи, заменившая реальные дела на производство всяческих отчетов с бесконечной сменой методик подсчета результата для получения нужного.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 2 сентября 2019, в 12:58
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 9 октября 2019, в 09:44
Правильно пишут в комментариях о несоответствии школьной программы современным требованиям, мусорные знания не нужны. Пишут, а кто должен это решать, ответ - МЫ. Я давно пишу о несоответствии математической концепции академика Семенова, который не удосужился предложить современную математику в школе на базе матричного исчисления. Я не знаю ни одной области деятельности человека, которая не требует создание нового на основе креативного подхода с анализом и дальнейшими выводами, где не применяется матричное исчисление. Да его изучают в ряде физмат. лицеев, но в отрыве от практики применения в той же экономике, социологии, лингвистике, машиностроении и т.д., например, как решить банальную задачу вывода математического преобразования преобразования остроугольного треугольника в тупоугольный и т.д. Сегодня компьютерные программы, которые даже не охватывают весь спектр заданий из ОГЭ и ЕГЭ реально сдают эти экзамены лучше, чем среднестатистический выпускник в стране, но в школы это не приходит, идет интенсивное развитие искусственного интеллекта, что в конечном итоге сделает текущее поколение школьников при отсутствии изменении школьного образования через 15-20 лет людьми, которым трудно будет найти работу, их участь получать социальную пенсию с момента окончания учебы и до конца жизни. Только никто об ничего не пишет и не говорит, почему-то мы обходим эту тему стороной, как будто не хотим смотреть, а что там ждет наших детей в будущем.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 9 октября 2019, в 09:57
Еще хочу добавить, что современная школа закрылась от общения с родителями учеников, которые в состоянии помочь современным школьникам, школьные учителя больше боятся за свой авторитет, чем за развитие образования, например, меня в школ,у где учится сын, банально приглашают на открытые уроки только по физкультуре, категорически закрыв доступ на математику, физику и информатику, это те области в которых я совершенствовался, закончив ряд топовых университетов России, и получив высший мировой сертификат в Микрософт США, конечно мнение человека, который пишет программы, решающие задания ЕГЭ лучше эксперта ЕГЭ по этим предметам не должно интересовать современного школьника, ведь это может уронить авторитет школьного учителя, хотя учась у академиков, труды которых изучал весь мир, мне приходилось слышать на свой вопрос следующий ответ, я этого не знаю, поэтому обратитесь к моему аспиранту, он занимается данной тематикой и поэтому вы сможете получить правильный ответ. Рябцовский Виктор.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 12 октября 2019, в 23:23
Все просто система образования изменилась таким образом, что при СССР в школе учили требовали разъясняли новый материал, что было особо трудно для понимания для изучения разбирали дополнительно.
И гоняли всех учеников в "хвост" и "гриву" чтобы выполняли учебную программу, - к этому можно добавить что существовала какая-никакая национальная идея и была молодежная политика которые дисциплинировали подростков.
Современная школа:- Ее задачи сводятся к тому чтобы проконтролировать чему родители научили своих детей.
К этому можно добавить полное нарушение последовательности преподавания материала, практически по любым предметам изложение материала с жестоким нарушением "естественно-логического" уклада, и жизненной востребованности некоторых знаний.
Вообще складывается впечатление что система современного образования направленна на ОБОЛВАНИВАНИЕ и ОДУРАЧИВАНИЕ подрастающего поколения,- детей !!!!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 24 октября 2019, в 23:08
К концу средней школы становится ясно, кому что светит. Социальные лифты не работают. В ВУЗе этот аспект усиливается, молодежь не глупее взрослых, понимает, что упорный труд и постоянное самосовершенствование не востребованы в обществе, разделенном на классы. Какой там креатив.
Большинству приходится свернуть свою мечту (если она была) и выживать. Везет единицам.
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!