С 24 по 26 ноября на площадке ВятГУ прошел шестой по счёту Гражданский форум Кировской области – масштабная дискуссионная площадка с участием активистов и органов власти, которую каждый год организует Общественная палата региона. Свойкировский побывал на форуме и попытался разобраться, почему на подобных мероприятиях так мало «обычных» граждан.
Несмотря на то, что в этом году форум вновь был посвящён общественному контролю – теме, которую ОПКО активно лоббирует на всех уровнях на протяжении пары лет, – большинство секций касались совсем других проблем. На одних площадках обсуждали тему патриотизма, экономического развития Кировской области и проблемы инвалидов, на других – информатизацию гражданского общества, вопросы экологии, безопасности школ и бесплатной юридической помощи гражданам.
Информатизация без гражданского общества
Отдельный блок был посвящён теме интернетизации региона и устранения цифрового неравенства. Безусловно, кому-то интересно было узнать от и.о. министра информационных технологий и связи Кировской области Александра Зорина, что 30 тысяч жителей маленьких населённых пунктов в регионе вряд ли в ближайшие годы дождутся мобильного интернета, а также послушать прогнозы представителей МТС и Ростелекома о грядущем серьёзном кризисе в их отрасли. Но было абсолютно непонятно, как это относится к теме дискуссии.
Единственное выступление, полностью соответствующее заявленной тематике, было у Льва Саламатова, который представил систему оценки деятельности общественных советов при органах власти «Гражданский светофор». В частности, он рассказал о создании сайта, где работа общественников, призванных контролировать различные государственные структуры, оценивается по трёхцветной системе: красный цвет – общественный совет не работает, жёлтый – совет имитирует бурную деятельность, зелёный – совет эффективно работает. По словам Саламатова, все общественные советы, созданные при правительстве Кировской области, сегодня попадают в красную зону. Правда, сама система оценки, по признанию Льва Эдуардовича, ещё может дорабатываться.
На встречу в рамках форума приехали директора сельских школ и начальники районных управлений образования, пришли представители прокуратуры и Роспотребнадзора. Были озвучены цифры: например, только 6% школ Кировской области сегодня соответствуют всем требованиям безопасности, будь то СанПиН или антитеррористическая защищённость. В 56% школ нет кнопок экстренного вызова, в 75% отсутствует видеонаблюдение, 93% школ не оснащены системой контроля и управления доступом, у 98% нет надлежащего ограждения территории. Директора школ, в свою очередь, озвучивали суммы средств, которые выделяются муниципальными бюджетами на содержание школ.
Например, директор средней общеобразовательной школы в посёлке Вахруши Слободского района Игорь Олин привёл такие цифры: сегодня его школа на 900 учеников при бюджете в 500 тысяч рублей имеет предписаний Роспотребнадзора на 5 млн. рублей и на 500 тысяч – от пожарного надзора. При этом на подготовку учебного заведения к новому учебному году район в последний раз выделил всего 15 тысяч рублей, а министерство образования – ноль. Количество претензий от проверяющих органов из года в год накапливается, как снежный ком, за их неисполнение директора школ из своего кармана платят многотысячные штрафы, соизмеримые с их собственными зарплатами, но проблема не сдвигается с мертвой точки. А из уст начальника управления образования Богородского района Елены Колбенко красноречиво и одновременно дико прозвучала благодарность в адрес проверяющих органов за то, что те выписывают штрафы не на сами школы, а на их директоров, потому что на юрлица штрафы значительно больше, и они ложатся тяжким бременем всё на те же муниципальные бюджеты.
В итоге участники дискуссии пришли к неутешительному выводу: единственная действенная мера, которая может заставить региональный минобр выделять средства на повышение безопасности муниципальных школ, – это приостановка образовательной деятельности. Например, этим летом из-за ветхих оконных рам Роспотребнадзор не разрешил начинать новый учебный год в школе посёлка Рудничный Верхнекамского района. После этого министерство спешным образом нашло 1,5 млн рублей на новые стеклопакеты, и в сентябре дети всё-таки сели за парты.
Секция «Взаимодействие власти и общества в решении экологических проблем в Кирове» получилась одной из самых многочисленных и при этом едва ли не самой провальной. Здесь уже нельзя было пожаловаться на отсутствие какой-либо из сторон или неактуальность тематики, но с самого начала всё пошло не так. Желающих выступить было так много, а экологическая проблематика оказалась настолько необъятной, что в итоге всё вылилось в непонятный формат, слабо напоминающий дискуссию.
Дальше было время для выступления активистов – о состоянии малых рек Кирова, о необходимости проведения инвентаризации автомоек, о раздельном сборе и переработке мусора, о деятельности общественных инспекторов экологического контроля и топливе сомнительного качества, которым заправляется в Кирове общественный транспорт. Всё это в условиях ограниченного времени озвучивалось скороговоркой, спикеры не слушали друг друга, задавать вопросы или обсуждать сказанное тоже было некогда. Параллельно возникали локальные перепалки между модераторами и мэрией, мэрией и министерством, активистами и автоперевозчиками, общественниками и министерством. Одни ругались из-за полигона ТБО в Осинцах, другие – из-за чадящих ПАЗиков, третьи – из-за того, что «любые цветочки в городе выдаются за озеленение».
В итоге модератор площадки, секретарь ОПКО Андрей Усенко признал, что диалога не получилось. А член Общественной палаты Светлана Занько, которая изначально должна была модерировать секцию, заметила, что градус выступлений был высокий, а результата – ноль. По её словам, в рамках встречи надо было не критиковать, а «накидать» идеи того, что можно сделать в городе здесь и сейчас. На секции она планировала подписать соглашение между кировской мэрией и ОПКО о совместных мероприятиях в рамках Года экологии в 2017 году, в числе которых было создание в областном центре 30 скверов. Однако из-за конфликта внутри Общественной палаты в рамках форума это сделать не получилось.
Среди опрошенных нами участников форума спектр мнений распределился от глубокого удовлетворения до глубокого разочарования. Кому-то не хватило дискуссий на политическую тематику, кто-то рад, что поделился с единомышленниками успешными практиками, а кому-то просто не досталось пирожков на кофе-брейке.
– По секциям было очень мало кейсов с реальными практиками общественного контроля, – считает руководитель общественной организации «Бизнес-развитие» Лев Саламатов. – Вместо этого наблюдалась попытка притянуть к этой теме всё, что можно и что нельзя притянуть: и патриотизм, и права человека, и журналистику. В итоге тема затаскивается, а понимания, что такое общественный контроль, больше не становится. А между тем, общественный контроль, на мой взгляд, – это высший пилотаж общественной деятельности, когда активисты не просто ездят по дорогам и с прорабами ругаются, а изучают документы, вникают в процессы принятия решений, идут на конфликт с государственной системой.
– Форум прошёл в штатном режиме, без особых всплесков и провалов, люди встретились и поговорили, обсудили новые вызовы времени, новые повестки, особенности развития нишевых сфер, поговорили о том, чем занимались в течение этого года и чем собираются заниматься в следующем году, – отметил директор Кировского центра поддержки НКО Олег Ткачев. – Хотелось бы, конечно, побольше предложений «снизу», побольше новых людей, пришедших в общественную сферу. Они идут, но их не так много, как хотелось бы. Почему? Если несколько лет подряд кричать о том, что некоммерческие организации – это иностранные агенты, если в новостях мы видим сплошные отставки и посадки, то какое количество людей захотят высовываться и что-то говорить в полный голос, о чём они на самом деле думают. Люди, которые приходят и выступают на форуме, они, с одной стороны, понимают этот формат работы, а с другой – могут найти силы, чтобы заявить о себе. Все остальные граждане, может быть, им сочувствуют, и говорят все то же самое, только у себя на кухне. А чтобы кто-то вынес это в публичную сферу и вербализировал какие-то вещи открытым текстом, для этого требуется смелость и психологическая готовность.
– Форум – это площадка, где всем желающим предоставляется возможность поднять и обсудить те темы, которые для них важны и актуальны. Общественная палата со своей стороны берет обязательство обеспечить участие органов власти и профильных структур, а также помочь в сопровождении и реализации тех предложений, которые на форуме были выработаны. Поэтому итогами форума является не то, что мы сейчас обсудили, а то, что будет воплощаться в жизнь в ближайшее время, иногда и до следующего форума. Площадки состоялись, большинство привлекло достаточно много интересантов. Я оцениваю содержательность форума как достаточно высокую. Были темы, которые находятся в стадии серьезной проработки, например, общественный контроль за ремонтом дорог. Здесь мы видим, как работают органы власти, у нас нет противостояния, есть нормальное конструктивное обсуждение, и форум поможет в реализации уже выработанных решений. А были темы, которые в самом начале пути, по которым видно, что не хватает даже коммуникации, и их надо переводить в системный диалог, чтобы не было так, что поговорили в этом году, а на следующем форуме собрались на тех же исходных позициях. По той же экологической тематике: каждый на своей позиции стоит и другого не слушает. Тема важная и актуальная, и для нас это станет направлением, где мы будем распространять те практики, которые наработали в других сферах, которые в лучшем состоянии находятся. Здесь надо отметить, что общественные процессы очень инерционные: всё, что происходит в обществе, происходит гораздо дольше, чем во власти или в бизнесе. Потому что нет чётких показателей эффективности. В бизнесе понятно: есть прибыль – правильно идём, нет прибыли – неправильно. У власти тоже есть чёткие показатели – директивы, постановления, указы, законы. Исполняешь их – значит эффективно работаешь. В общественной деятельности таких чётких критериев и показателей нет. Огромное разнообразие мнений, позиций, и непонятно, вот мы поговорили, многие высказались, а где результат. Поэтому, что касается общественного контроля, я понимаю – для того, чтобы этот инструмент прижился и начал активно использоваться, нужно время.